Десятки экспедиций, восхождений и рекордов: нескучные будни Федора Конюхова

Десятки экспедиций, восхождений и рекордов: нескучные будни Федора Конюхова
Люди
Рамиль Ситдиков

Фото - © Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Самому известному российскому путешественнику Федору Конюхову 12 декабря исполнилось 72 года. О том, каких успехов он успел добиться в преодолении стихий и расстояний и какие путешествия планирует в 2024 году, – в материале РИАМО.

Достижения Федора Конюхова

Рамиль Ситдиков

Фото - © Рамиль Ситдиков/РИА Новости

На счету путешественника Федора Конюхова более полусотни крупных экспедиций в самые разные уголки планеты. Он посетил 185 стран, много раз бывал за Полярным кругом, пересекал Арктику, объездил Камчатку, сплавлялся по сибирским рекам, поднимался на вулканы. На его счету покорение пяти полюсов планеты: Северный (на нем Конюхов побывал трижды), Южный, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, «полюс высоты» Джомолунгма и «полюс яхтсменов» Мыс Горн.

Более 50 лет Конюхов отдал альпинизму, поднявшись на высочайшие горные вершины всех частей света Эльбрус (Европа), Эверест (Азия), Винсон (Антарктида), Аконкагуа (Южная Америка), Килиманджаро (Африка), пик Косцюшко (Австралия) и пик Мак-Кинли (Северная Америка).

Пять раз Федор Конюхов совершал кругосветные путешествия. Четыре из них морские, одиночные, а пятое – на воздушном шаре. В 2002 году неутомимый экстремал переплыл на гребной лодке Атлантический океан и установил мировой рекорд (46 суток и 4 часа), а через 12 лет – пересек на гребной лодке еще и Тихий океан, снова с мировым рекордом (159 суток и 17 часов).

Каждое из путешествий Конюхова было трудным по-своему.

«Если я скажу, что идти на Эверест сложнее было, чем на Южный полюс, то я обижу Южный полюс. Если я скажу, что на Южном полюсе было сложнее, то обижу Эверест или Северный полюс, так же, как и мыс Горн, и другие экспедиции. А разве было легко облететь на воздушном шаре вокруг света? А разве было легко пересекать пустыню, самую жаркую, на верблюдах? Но это было красиво», – говорил Конюхов в одном из интервью.

Первое путешествие 15-летнего Конюхова

wirestock

Фото - © wirestock/Freepik

По рассказам самого Конюхова, первое путешествие он совершил в возрасте 15 лет: украл у отца весельную лодку и пересек Азовское море. Причем изначально он планировал пуститься в плавание на лодке, которую смастерил собственными руками, по чертежам из библиотечной книги. Отец, увидев это деревянное «творение», разрубил его топором в щепки.

«Может, и хорошо, что он разбил ту, что я построил, иначе я бы утонул… Тогда я принял решение, что если я переплыву Азовское море, если не испугаюсь, то пойду в мореходку… Хорошо, что я живой остался, а мог и погибнуть», – рассказывал Федор впоследствии.

В первую свою «взрослую» экспедицию Конюхов отправился в 1989 году, когда в составе команды «Арктика-89» доставил Знамя Мира на Северный полюс. С этого события началась история его невероятных путешествий, рекордов и испытаний на пределе возможностей.

Вокруг света на воздушном шаре – в 65 лет

konyukhov.ru

Фото - © konyukhov.ru

Пилотировать аэростат Федор Конюхов научился в возрасте 65 лет, готовясь к кругосветке на воздушном шаре. Эта экспедиция состоялась в июле 2016 года, и путешественник установил два рекорда: по дальности полета (35 168 км) и по скорости облета вокруг света для аэростатов любого типа (11 дней 4 часа 20 минут). Во время этой кругосветки практически все время аэронавт должен был дышать с помощью кислородного баллона.

В рамках подготовки к полету Конюхов усиленно тренировал способность переживать долгие периоды без сна – чтобы быть готовым к практически непрерывной круглосуточной работе. Эти тренировки затем очень пригодились: перелет оказался экстремально тяжелым.

«Когда на воздушном шаре совершал кругосветку, не спал почти 11 суток, приходилось постоянно следить за оборудованием, приборами, быть на связи со штабом и авиадиспетчерами, чтобы не уйти с курса и избежать столкновения с пассажирскими лайнерами, чтобы держать нужную высоту с попутными ветрами. А еще обслуживание горелок, замена газовых баллонов… После того, как из строя вышла печка, температура в гондоле упала, почти сравнялась с минус 40 за бортом, вода в бутылках замерзла, я не мог даже попить», – вспоминал о пережитых трудностях путешественник.

Через океан на веслах

Andrey Maksimenko

Фото - © Andrey Maksimenko/Flickr.com

В 2019 году Федор Конюхов завершил первый в истории успешный переход на веслах через Южный океан – от Новой Зеландии до пролива Дрейка. Путешествие длилось более пяти месяцев. За время этого плавания Федор Конюхов снова установил целый ряд рекордов: «самый возрастной гребец-одиночка (67 лет)», «самое большое количество дней в Южном океане (154 дня)», «достижение самой южной точки на весельной лодке». Благодаря этому путешествию Федор Конюхов стал первым и единственным человеком, который пересек Тихий океан в двух направлениях – с востока на запад и с запада на восток.

«Любому человеку будет страшно в таком безбрежном просторе и так далеко от цивилизации. Ведь в Тихом океане, например, две трети пути — это мертвая зона, где нет вообще никого, ни одного судна, куда никакая спасательная экспедиция не дотянется. Там меня застала череда штормов, много дней спал урывками по 20 минут. Однажды шторм продолжался больше тридцати часов подряд. Лодка тогда перевернулась, и мне пришлось все это время лежать привязанным в спальном отсеке, чтобы не упасть на потолок и не создать противовеса. В противном случае лодка не смогла бы встать на киль», – рассказывал позднее Конюхов об этом путешествии.

Через Арктику на собаках

Рамиль Ситдиков

Фото - © Рамиль Ситдиков/РИА Новости

В 2013 году Федор Конюхов вместе с полярником Виктором Симоновым совершил экспедицию на лыжах и собачьей упряжке от Северного полюса до Канады, этот экстремальный переход по льдам длился 46 дней.

«Во время подготовки к переходу я полгода жил с лайками в юртах, чтобы научиться их понимать. Особенно вожака стаи. Представьте: мороз, ты укутан так, что одни глаза видно. Кнута или вожжей нет, кричать нельзя. Как управлять собаками? Только через полное понимание, практически единомыслие», – делился подробностями подготовки Федор Конюхов.

И вот теперь, с 2022 года, полным ходом идут приготовления к новой экспедиции – первому в мире трансарктическому переходу через точку географического Северного полюса на чукотских ездовых собаках.

На этот раз маршрут будет вдвое длиннее, он проляжет от острова Комсомолец (архипелаг Северная Земля) до острова Уорд-Хант (Канада). Экспедиция будет длиться 90 дней, при этом придется преодолеть расстояние около 2500 км. Для такого долгого пути специально обученных чукотских ездовых собак дополнительно тренируют.

Известно, что этот трехмесячный переход Федор Конюхов планировал совершить весной 2023 года, но по различным причинам решено было перенести его на 2024-й.

В планах Федора Конюхова – кругосветка на солнечной энергии

konyukhov.ru

Фото - © konyukhov.ru

Также в планах Федора Конюхова – первый в истории одиночный переход через Тихий, Индийский и Атлантический океаны на суперсовременном катамаране NOVA, работающем на энергии Солнца.

«Катамаран на солнечных батареях — это, можно сказать, чистый вид транспорта, который позволит пройти через Тихий и Атлантический океаны, изучая их и не загрязняя. Мы знаем о Мировом океане очень мало, всего 3%. Хватит изучать еще нашим детям, внукам и прапраправнукам», — отмечает Федор Конюхов.

Первое в истории кругосветное плавание без заходов в порты – лишь часть задачи, которую поставили перед собой путешественник и его команда. Во время плавания, например, планируется исследовать гигантское мусорное пятно в Тихом океане. Расположение и размеры этого пятна на сегодняшний день известны лишь приблизительно, но ученые полагают, что на участке площадью от 700 тысяч до 1.5 млн квадратных километров находится более ста миллионов тонн мусора. Этот участок расположен далеко от портов и отличается штилевым характером погоды, поэтому туда трудно добраться и на парусных судах (из-за отсутствия ветра), и на моторных (из-за невозможности дозаправки в портах). Таким образом, катамаран NOVA сможет помочь экологам в изучении этого труднодоступного «мусорного континента».

Кроме того, на катамаране установят приборы, записывающие показания работы солнечных модулей и аккумуляторов. Эти данные помогут в подготовке другого масштабного проекта, названного «Альбатрос». В рамках этого проекта планируется создание самолета, который также будет работать на солнечных батареях. На «Альбатросе» Федор Конюхов собирается совершить первое в истории беспосадочное кругосветное путешествие на энергии солнца.

Летом 2024 года Конюхов отправится к Северному полюсу на мотопараплане

Валерий Мельников

Фото - © Валерий Мельников/РИА Новости

На лето 2024 года Федор Конюхов запланировал очередное «путешествие за рекордом». Вместе с пилотом Игорем Потапкиным на двухместном мотопараплане (паралете) он отправится с архипелага Франца-Иосифа к точке географического Северного полюса. Это станет попыткой установить новый мировой рекорд по дальности полета в высоких широтах Арктики – более 600 км над Северным Ледовитым океаном.

«Я рад и с нетерпением жду возвращения в Арктику, для меня все, что связано с Северным полюсом, имеет сакральный смысл. Эта точка манит меня всю жизнь. Человек, который один раз побывал в точке Северного полюса, будет всегда стремиться вернуться в эти координаты», – предвкушает грядущую экспедицию Федор Конюхов.