Борис Грачевский: про опасный возраст, эрогенную зону и Гарри Поттера

Борис Грачевский: про опасный возраст, эрогенную зону и Гарри Поттера
Люди

При упоминании фамилии Грачевский в голове начинает звучать легкая и незамысловатая мелодия из киножурнала «Ералаш». И это неудивительно, ведь уже не одно поколение выросло на этих юмористических сюжетах. Дети всегда были в центре его творчества. Помимо своего главного детища, Борис Юрьевич снял две полнометражные кинокартины, выпустил книгу с интервью, рассказами и стихами, сборник юмористических изречений «Идиотизмы». О своем собственном детстве, пубертатном возрасте и о том, почему так важно снимать кино для детей и их родителей, Борис Грачевский рассказал в интервью РИАМО.

Александр Колотилов: «Пейзаж для меня – не загадка»>>

О подмосковном детстве

Фото: Артур Новосильцев

«Если открыть паспорт, то в графе «место рождения» написано Дом отдыха «Полушкино», а на самом деле я родился в клинике Грауэрмана в Москве. Потом мы переехали в Дом отдыха в Болшево — потрясающий лес, песчаная почва, после дождя мгновенно сухо, пахнет великолепно, огромные сосны, земляника... Климатически потрясающий район! Именно там Сталин после войны «нарезал» генералам огромные дачи.

Жили мы плохо, но это я понимаю только сейчас: комната шесть метров на четверых, окно выходило на глухую лестницу, я спал на двух стульях, связанных между собой, чтобы они не разъезжались, есть всей семьей ходили в рабочую столовую, причем если опоздал — до свидания.

Но я рос счастливый и довольный. Тогда мне казалось, что я живу в огромном дворце, где лестница на второй этаж напоминает билибинские иллюстрации, вокруг меня природа, а я — Маугли. До сих пор помню, как сразу после моего дня рождения в марте на земле появлялись проталины, а следом — зеленая травка, и я садился туда встречать весну. Я не любил зиму, хотя играл во все зимние виды спорта. Однажды даже Клязьму с ужасом переполз по льду, который был настолько тонким и прозрачным, что под своим животом я видел водоросли».

Олег Меньшиков: о гастролях, съемках в новых фильмах и мечтах>>

О любви к кино

Фото: Артур Новосильцев

«Я с самого детства безумно любил и уважал кино. Сейчас я ловлю себя на мысли, что некоторые фильмы, такие как «Простая история», настолько талантливы, что на меня, на мальчика производили огромное впечатление! Напротив нашего Дома отдыха жили испанские дети. Один из них вырос и пришел работать к нам конюхом. Он почти не говорил по-русски, мы звали его Сайка. Сайка был сильно пьющий, но очень любил детей и все время с нами вертелся. Я, глядя на него, мечтал быть конюхом, но понимал, если скажу родителям, то меня убьют.

С шести лет я выступал на сцене, участвовал с отцом в эстрадных номерах, меня воспитывали по культурным канонам, и мне это было страшно интересно. Потом, в 1964 году я все бросил и пошел учиться строить ракеты в город Королев, но как только я понял, что каждый день в одно и то же время я буду садиться за один и тот же стол... мама родная! И ушел, приняв решение, что хочу работать в кино.

Меня взяли на киностудию имени Горького грузчиком, и я проработал так восемь месяцев. Были и приятные ситуации, когда дежуришь на съемках в павильоне, и не очень, когда таскаешь мешки с гипосульфитом. Причем я работал грузчиком с дипломом и после армии! Но я дождался картины «Варвара-краса, длинна коса» — и пошло-поехало».

Режиссер Театра на Таганке Влад Маленко: «Я готов играть свои спектакли на улице»>>

Почему прыгают с крыши

Фото: Артур Новосильцев

«Когда меня начинают упрекать в том, что моя кинокартина «Крыша» — это длинный «Ералаш», я категорически не соглашаюсь — ничего смешного там нет. Эта история про трех девочек, которые задумали спрыгнуть с крыши, имела место быть и закончилась плачевно на самом деле, так же закончился и сценарий. Но, мучаясь мыслями о том, как убить этих девочек красиво, в один день проснулся и сказал: «Я не могу убивать людей, а детей особенно!». Количество слез, которые я собрал, объезжая с этим фильмом страну, невообразимо. Я, как комедиограф, как злодей смотрю: заплакали — хорошо! Значит, меня понимают.

Я и сам плакал с этими детьми. В фильме нет ни одной глицериновой слезы, они все настоящие. Я готовил каждого ребенка к слезам. Поэтому считаю, что сделал хорошую картину на все времена. Я прошу «Первый канал» хоть за рубль показать это кино. Не ради меня. Сейчас опять в Туле две девочки сиганули с крыши, еще одна спрыгнула в Москве. Этот пубертатный возраст — самый страшный, все, что хочешь, может быть. И смысл моей картины в том, чтобы родители были внимательны к своим детям, иначе они могут оказаться на краю крыши. Это очень важно для меня — отца троих детей, педагога, человека, который всю жизнь думает о том, чтобы научить детей, помочь им. В «Крышу» я вложил всю свою душу».

Александр Демидов: про «День выборов-2», шутки «Квартета И» и творческий кризис>>

Про эрогенную зону души

Фото: Артур Новосильцев

«Людям часто слышится не «между нот», а «между ног». Поскольку логотип я делал сам, то ноги на нем изображены неспроста. В кино эта игра слов имеет двойной смысл — таким образом я подчеркиваю либидо, хотя многие делают вид, что его нет. Мне хотелось рассказать эту историю задолго до перипетий в своей личной жизни, и меньше всего я думал о том, что подобное случится со мной. После премьеры моей картины в круг встали пять серьезных людей и сказали: «Это про меня». Выходит, я попал в цель, в эрогенную зону души.

Я придумал этого композитора, меня замучили, что он похож на меня, хотя изначально на роль главного героя был утвержден совершенно другой актер — мой близкий знакомый, но волею судьбы все сложилось иначе. Непростая история произошла и с главной героиней: вместо Янины Мелиховой должна была играть другая актриса — мхатовская выпускница, которая на тот момент успешно прошла пробы в фильм «Зори здесь тихие», мы, узнав об этом, поставили ее пред выбором, и она ушла. Я начал судорожно искать замену, и тут ко мне приходит девочка и говорит: «Я слышала, что у вас нет главной героини. Попробуйте меня». Я отправил ее учить текст. Она нас потрясла, конечно, своим профессионализмом и легкостью. Так, за четыре дня до начала съемок мы нашли актрису на роль Юли. Работать мне было в удовольствие. Это очень важно, когда тебя понимают».

Владимир Зельдин: «В 101-й день рождения для меня главное - выйти на сцену»>>

Про Гарри Поттера и «человеческое» кино

Фото: Артур Новосильцев

«Раньше какие были проблемы? Написать сценарий, найти актеров, снять, а сейчас проблема — получить деньги на съемки. Если раньше меня председатель Госкино лично принимал, то сейчас я не могу уговорить никого просто посмотреть фильм. Поэтому истории с Годом российского кино и так далее — это все легенда. Как халву не называй, она слаще во рту не становится.

Да, сейчас непростые времена, ощутимо сократили бюджет, но раз в неделю мы стабильно снимаем новые серии. За моей спиной миллионы детей и миллионы родителей, поэтому я не брошу это дело. Для меня первостепенно, чтобы наше кино любили. Да, мы никогда не сможем сделать шикарные фильмы наподобие «Аватара» или «Гарри Поттера», но человеческое кино мы сделать можем. Я хочу, чтобы зритель вернулся в кинотеатр и стал смотреть наше кино. Не подражание, не попытки попасть на какой-то фестиваль. Наше. Человеческое. Вот и все».

Максим Дунаевский: о «Евровидении», «Новой звезде» и работе с Бортко>>