«Артнови»: зритель впервые «увидит» музыку на 3D-концерте в Москве

«Артнови»: зритель впервые «увидит» музыку на 3D-концерте в Москве
Люди

Первый концерт «Классическая музыка в 3D» в Большом зале Московской консерватории состоится 15 января 2016 года. Необычный проект, в основе которого - музыка великих русских композиторов Петра Чайковского и Александра Скрябина, позволит зрителю по-новому взглянуть на классическую музыку. Как создавался проект, что ждет зрителей концерта и как сделать классику нескучной, в интервью РИАМО рассказала организатор, генеральный директор компании «Артнови», композитор, лауреат премии «Молодые таланты Москвы» в области культуры и искусства 2013 года и премии Правительства Москвы «За лучший реализованный проект в сфере культуры» 2014 года Мария Чернова.

Как действует музыка: лекарство, допинг и средство маркетинга>>

Концерт «Классическая музыка в 3D». Фото: пресс-служба компании Artnovi

- Мария, в чем особенность, новаторство, изюминка вашего проекта «Классическая музыка в 3D»? Что делает его уникальным для искушенного современного зрителя, и действительно ли нет аналогов такому шоу?

- Этот проект уникален тем, что прежде в России такого концерта не было. И это самый масштабный в мире авторский проект по 3D-стерео-визуализации классической музыки. Наш концерт я бы не стала называть шоу. Мы стремимся создать гармоничный художественный продукт на стыке двух искусств, сочетая музыку и визуализацию.

Наш проект нацелен на широкую аудиторию. Я - профессиональный музыкант, композитор, окончила Московскую консерваторию (класс профессора Агафонникова В. Г.) и очень часто сталкиваюсь с тем, что многие боятся ходить на концерты классической музыки. Классическая музыка неподготовленному человеку непонятна, сложна и, к сожалению, скучна. И я вижу в данном проекте колоссальный потенциал для привлечения нового зрителя в филармонический зал на концерт классической музыки. И это достойное начало - музыка прозвучит в исполнении сильнейшего оркестра в России - Российского национального оркестра (РНО), дирижером выступит Дмитрий Крюков.

- Как вообще родилась идея такого шоу? Кто Вас вдохновил на это?

- Меня вдохновил и вдохновляет композитор Александр Николаевич Скрябин - основоположник идеи синтеза классической музыки со световой и образной визуализацией. Я уже более пяти лет на базе музея Скрябина исследую эту область, привлекаю разных художников для реализации аудиовизуальных проектов. Недавно мы запустили лабораторию Scriabin lab (при финансовой поддержке Департамента культуры города Москвы -ред.), которая будет предметно заниматься исследованием этого направления в искусстве.

В Музее А. Н. Скрябина мы создали более 20 проектов, основанных на идее Скрябина о синтезе музыки и света. Эти проекты были проведены на специальных площадках в Парке Горького, в «Коломенском» в рамках фестиваля «Пикник «Афиши», в Третьяковской галерее, ЦВЗ «Манеж», выставочном зале «Новый Манеж», а также на ВДНХ - в павильоне "Радиоэлектроника" и Зеленом театре.

Скрябинские вечера в «Градский Холл»: «северное сияние» под музыку>>

Концерт «Классическая музыка в 3D». Фото: пресс-служба компании Artnovi

- Что именно увидит зритель в 3D-очках? Кто продумывал видеоряд, на чем он основан, какие технологии для этого использовались?

- Мы предложим зрителю свое видение этой музыки. Это наша визуальная рефлексия на музыкальные произведения, изначально наполненные разнообразными красками, образами и эффектами... Это будет не анимация, как "Фантазия" Уолта Диснея, но символы и скрытые смыслы, особенно в «Щелкунчике», которые мы постараемся донести до зрителя.

Визуальный ряд, основанный на моем кураторском видении, создает группа медиа-художников. Мы подробно изучили 2-й акт балета "Щелкунчик" Чайковского и погрузились с головой в мир Скрябина и его «Поэмы экстаза». В качестве главного художника был приглашен Кандас Сисман, который сам пишет музыку и тонко ее чувствует. Подкупает и его неформальное отношение к проекту.

- Но ведь восприятие музыки очень индивидуально. Когда человек погружается в мир звуков, его сознание рисует свою, особенную картинку. Возможно ли, что зритель, представляя один образ и не находя его в вашем видеоряде, уйдет разочарованным. Не боитесь ли вы навязанным видеорядом нарушить личностное восприятие?

- Мы убеждены, что каждому человеку дано по-своему видеть музыку, но не все этот потенциал еще раскрыли в себе. Наш проект способен дать импульс к этому в дальнейшем, и мы предлагаем зрителю не просто свое видение, а видение, основанное на первоисточнике, нами тщательно изученном. Если зритель не согласится с нашим видением музыки - это даже интересно, значит, в нем живет свой образный мир, и он был активизирован в процессе концерта, что и вызвало противоречие

- Музыку исполняет Российский национальный оркестр – лучший симфонический коллектив России по мнению многих авторитетных зарубежных критиков. Был ли у музыкантов опыт участия в подобных проектах? Как они отреагировали на смещение фокуса слушателя на видеоряд?

- РНО с радостью откликнулся на мое предложение, объяснив это так: в традиционном новогоднем "Щелкунчике" они уже использовали видеоряд, а раньше даже детскую балетную студию задействовали - так что отступать на второй план оркестру не впервой.

Участник «Голоса»: про кастинг, работу с Бастой и встречу с Градским>>

Концерт «Классическая музыка в 3D». Фото: пресс-служба компании Artnovi

- Как выбирались произведения для проекта? Почему выбор пал именно на музыку из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского и «Поэму экстаза» А. Н. Скрябина?

- Наша программа преднамеренно контрастна. «Щелкунчик» - это яркий образный мир, это волшебство. В нем столько красок и рождественских огней! Зритель любит и знает эту музыку. Мы начнем с него.

«Поэма экстаза» - это совсем другое. Это музыка непростая, но она обладает особой магией - до мурашек. Слушая Скрябина, будто попадаешь в иное измерение, а наш визуальный ряд, основанный на видении самого композитора, думаю, еще усилит впечатление.

- Дирижер проекта - молодой, но уже признанный миром классической музыки - Дмитрий Крюков. Как он попал в ваш проект? Принимал ли он участие в рождении синтеза музыки и визуальных образов?

- Дмитрий - музыкант от Бога, он живет музыкой. Несмотря на юный возраст- ему всего 25 лет, он уже имеет большой опыт дирижирования не только в Москве, но и за рубежом. Он ассистирует концертные программы Геннадия Рождественского - великого дирижера. В январе 2014 года Дмитрий был приглашен в Большой театр России на постановку оперы «Царская невеста» в качестве ассистента Рождественского и стал приглашенным дирижером театра.

Кроме того, Дима - дирижер в Государственной академической симфонической капелле России. Кстати, первый наш совместный масштабный аудиовизуальный проект на специально сконструированной сцене в Парке Горького имел успех, собрав около 5 тысяч зрителей. Неслучайно аудиовизуальный концерт в ЦПКиО им. Горького с участием ГАСК России (солист - Андрей Коробейников, визуализация - Candas Sisman) был признан Правительством Москвы лучшим реализованным проектом в сфере культуры в сезоне 2013 - 2014 гг.

Какой вы меломан? Пройти тест>>

Концерт «Классическая музыка в 3D». Фото: пресс-служба компании Artnovi

- Какую роль играет выбор места? Большой зал Московской консерватории выбран как одна из популярных московских площадок для исполнения классической музыки, или в нем есть какие-то особенности, необходимые для проекта?

- Большой зал консерватории - это храм музыки. Этот зал признан во всем мире, и нет ни одного музыканта, который бы не мечтал выступить на этой сцене. Она в себе хранит невероятный дух, здесь уже второй век звучат гениальные произведения в исполнении мастеров со всего мира, проходят мировые премьеры. Там потрясающая акустика: самый тихий звук слышен в любой точке зала. Мы с большим трепетом относимся к этой площадке.

- И все же классическая музыка – досуг для избранной аудитории. Позволяет ли новый формат вашего шоу расширить ее? Кто ваш зритель? И что он найдет для себя, придя в Большой зал Московской консерватории?

- Наш зритель универсальный - как ребенок 6 лет, так и представитель старшего поколения. И совершенно не важен уровень его подготовленности, сфера деятельности. Каждый станет свидетелем волшебного аудиовизуального действа - увидит музыку. Это впечатление, возможно, перевернет его восприятие классической музыки.

- Как Вы видите будущее проекта? Как он будет развиваться? Есть в планах новые произведения, которые будут визуализированы?

- Безусловно. Нам поступили интересные предложения, которые позволят данному проекту получить международную известность. Также у нас есть далеко идущие планы в отношении новых, не менее смелых проектов. Но до 15 января все наши мысли и чувства в БЗК. «Артнови» - первая компания в России, решившаяся на организацию такого рода масштабного аудиовизуального проекта, основанного на синтезе классической музыки с современными технологиями. И в дальнейшем мы будем только укреплять этот статус. Наше кредо - творить и удивлять.