Алексей Дрозд: обязанность банков подтверждать контакты – серьезный барьер для мошенников
Ущерб от мошеннических схем с каждым годом только растет. Эту печальную статистику подтверждают данные Центробанка. Например, количество операций финансовых организаций, проведенных без согласия клиентов, в 2021 году увеличилось с 773 270 до 1 035 010 по сравнению с 2020-м годом, а их объем вырос на 3,8 миллиарда рублей. Эти данные указывают на масштаб проблемы.
Новые правила смогут улучшить ситуацию, но не решить проблему в целом. Они не помогут справиться с социальной инженерией. Тут должен работать комплексный эффект.
Например, Центробанк РФ рассылает методические рекомендации о том, что необходимо информировать наиболее уязвимые группы людей, поэтому организации прилагают усилия, чтобы научить своих клиентов быть внимательнее.
Сами банки пытаются активнее отражать атаки мошенников. Недавно в Сбере предотвратили преступление в режиме реального времени. Семейная пара пыталась перевести деньги в банкомате, но оператор Центра мониторинга по камерам обратил внимание на их встревоженное состояние. Он связался с ними по громкой связи и предупредил о возможном мошенничестве. Позже выяснили, что женщине звонили якобы сотрудники службы безопасности, которые сообщили о мошенничестве с ее денежными средствами.
Что касается подтверждения телефонных номеров и электронных почт, то, на мой взгляд, это серьезное препятствие для злоумышленников. Но все будет зависеть от того, как банк реализуют эту меру. Пока все идет к тому, что банки будут самостоятельно решать, насколько серьезно проверять «подлинность» пользователя.
Самый серьезный барьер – это подтверждение личности в офисе: в этом случае мошенничество теоретически возможно. Но стоит понимать, что преступникам сложно и дорого реализовывать такие схемы, поэтому массово они к ним не прибегнут.
Банки борются за новых клиентов: эксперт о том, как выбрать выгодный вклад>>