Возможная встреча с орским маньяком и угрозы топором: жуткие истории из жизни москвичей

Возможная встреча с орским маньяком и угрозы топором: жуткие истории из жизни москвичей
Истории

Накануне появились новости, что известный орский маньяк может скрываться в Москве. С ним якобы столкнулась студентка, которой удалось избежать печальной участи и заявить в полицию. Подобные истории происходят повсеместно, но не всегда имеют хороший финал, ведь многие не знают, как себя защитить. Корреспондент РИАМО пообщалась с москвичами, встречавшими предполагаемых преступников, и узнала, как им удалось спастись. Их действия прокомментировали врач-психотерапевт Константин Ольховой и эксперт по самозащите и рукопашному бою крав-мага KMG Лия Панцалашвили.

Арина, 25 лет:

«Эта история произошла давно, но напомнила о себе лишь сейчас. Пару лет назад я путешествовала автостопом по Казахстану со своим знакомым. Была ночь, мы пытались поймать автомобиль в пустынном месте в течение нескольких часов и безумно устали. Малочисленные машины нас игнорировали.

Внезапно одна из них остановилась – мы не могли поверить своему счастью и тут же запрыгнули в салон. Водитель вел себя странно: он представился священником, начал рассказывать истории про свою семью, но каждая его фраза была пропитана агрессией. Мне показалось, что биографию он сочиняет на ходу, чтобы на примере конкретных ситуаций выплеснуть эмоции.

Потом он заявил, что ему срочно нужно на рыбалку, рядом озеро, а у него и удочка припасена. Пока мы ехали, я уже начала паниковать – он внушал серьезные опасения.

Он попытался разделить нас: меня оставить в салоне, а моего знакомого увести к озеру под разными предлогами. Но я отказалась наотрез и молниеносно выскочила из салона. Мы сказали, что будем ждать на улице у машины. Попросили закончить рыбалку побыстрее и соврали, что нас ждут. Я сделала вид, что связываюсь с друзьями.

Внешне водитель был раздосадован, а его рыбалка продлилась минут 10. Мы попросили высадить нас у ближайшей же удобной точки, где можно поймать машину.

Позже мы открыли интернет и увидели объявление о розыске орского маньяка и фото на оранжевом фоне, которое и сейчас гуляет по сети. Мужчина выглядел очень похоже, даже золотые зубы имелись, как в описании.

Мы были в ужасе. Но все же не были уверены до конца, поэтому не обратились в правоохранительные органы».

Константин Ольховой:

«Оказавшись в такой ситуации, важно четко понимать: когда разговор идет о жизни – приличия неуместны. Если человек чувствует страх, нужно приложить максимум усилий, чтобы изменить происходящее, отбросив любое стеснение, каким бы сложным это ни казалось с психологической точки зрения.

Людей тормозит страх показаться глупыми, но лучше выглядеть глупо перед добросовестным водителем, чем стать жертвой маньяка.

В случае, когда пара уже оказалась перед потенциальной угрозой и вышла из машины, нужно говорить максимально спокойно и уверенно, дать понять, что вы владеете собой, как сильная личность, а не запуганная жертва. Ведь второе может дополнительно «заводить» преступника. Не факт, что это поможет, особенно если вы имеете дело с серийником, но, возможно, эта уверенность подстегнет вас самих дать отпор».

Лия Панцалашвили:

«Автостоп – это всегда риск. Есть целый свод правил безопасности при таких путешествиях, об этом написана не одна книга. Особенно важно иметь при себе средства защиты.

При посадке в машину следовало сразу записать ее номер и марку, уточнить свои координаты и отправить близким, а также позвонить им и проговорить все это вслух, чтобы разговор с ними слышал водитель. Так он будет знать, что о нем и его перемещениях кому-то известно. При малейших опасениях нужно запоминать его приметы и просить высадить под любым предлогом, а также не позволять никуда вас завозить на остановки.

Машина – замкнутое пространство, не обладая определенными навыками, защитить себя внутри нее очень сложно».

Опасного маньяка ищут в Москве: что известно о серийном убийце из Орска>>

Виктор, 31 год:

«Пару лет назад мы с друзьями катались по Московской области. Однажды мы втроем – я, мой друг и подруга – оказались буквально на отшибе около станции электричек. Было очень поздно, а до дома нужно было проделать длинный путь.

Буквально на месте мы разобщались с двумя компанейскими мужчинами, которые пригласили нас на ночь к себе. Нам показалось странным, что приятели живут вместе в глуши, но выбирать не приходилось.

Сначала все шло неплохо, нас накормили, налили выпить и развлекли беседой. Но затем мы заметили странности: мужчины постоянно переглядывались и, смеясь, спрашивали, вкусное ли мясо они нам положили. Кроме того, когда они пили водку, абсолютно не пьянели.

Нас уложили спать, но через пару часов разбудили. Один из мужчин стоял с топором, а позади виднелась комната, дверь в которую была открыта. Она вся была оклеена черными мусорными пакетами.

Мужчина сказал: «Ну вот и все, ребят, пора. Выходите по одному». Мой друг всегда отличался вспыльчивостью и решительностью, поэтому, недолго думая, схватил одну из досок, лежавших в доме, и ударил. Второй мужчина бросился своему товарищу на помощь, а мы сбежали.

Я до сих пор не знаю, что обо всем этом думать. Может быть, они решили так пошутить? Похоже на сюжет жуткого фильма. Как бы то ни было, я рад, что мы убрались оттуда целыми».

Константин Ольховой:

«Ребята предпочли игнорировать угрозу до последнего. А ведь признаки и правда были странные. Да и после побега задавались вопросом: а вдруг это шутка, ведь похоже на сюжет фильма. Здесь нужно противопоставить этой мысли другую: произойти может все что угодно, а в основе сюжетов многих фильмов лежат реальные истории. Люди до конца не могли поверить в происходящее, но ведь лучше допустить такую мысль, чем потом оказаться в той самой комнате, оклеенной пакетами.

А перестроить себя из жертвы в нападающего в некоторых случаях – та же защита, причем необходимая».

Лия Панцалашвили:

«Идти в незнакомое место с первыми встречными, есть пищу с непонятным составом, запивая это таким же алкоголем, изначально не стоило.

В целом все сложилось удачно: один из молодых людей не растерялся, смог атаковать быстро и эффективно, причем на чужой территории, в замкнутом пространстве. Хорошо и то, что он использовал доску, а не голые руки – в такой ситуации подручные средства всегда в приоритете».

Убийство «колбасного короля» в Подмосковье: выстрел из арбалета и преступники в масках>>

Юлия, 24 года:

«Моя подруга всегда отличалась грубостью, и однажды это едва не стало для нас фатальным. В тот вечер мы с ней сидели в баре, к нам подошел молодой человек и попытался познакомиться. Выражался он не особенно вежливо, и моя подруга отреагировала резко: отправила его куда подальше. Он разозлился.

Из бара мы вышли около двух часов ночи. Моя подруга сразу обратила внимание, что он пошел за нами. Я просто отмахнулась – мало ли, человеку нужно домой. Но на улице было темно, вокруг ни одной живой души, а он продолжал идти за нами. В итоге мы решили провернуть такой ход: подняться на горку к ближайшим домам, а потом резко спуститься и выйти на то же место дороги. Если он обычный пешеход, то пойдет по своим делам дальше. В обратном случае можно бить тревогу.

Он повторил все от и до: резко свернул за нами вниз, а руку сунул в карман, что-то выискивая. Я поняла – пора бежать.

Мы резко сорвались на бег, ну а он, конечно, за нами. Я буквально ничего не соображала от страха: до дома бежать полчаса, а он нагоняет. Внезапно заметили такси и изо всех сил рванули к нему. Я просто молилась о спасении, ведь я не знала, как защищать себя, если он догонит. Вдруг у него нож?

Добежав до такси, мы стали умолять нас подвезти, объяснили ситуацию – бегущий парень приближался и что-то нам кричал. Водитель заявил, что ждет заказ, и лишь когда мы буквально со слезами на глазах пообещали, что заплатим в три раза больше, он с горем пополам согласился. Когда мы отъезжали, моя подруга заметила лицо преследователя – оно было искажено гневом.

Таксист действительно взял с нас изрядную сумму за проезд, но я не возмущалась – главное, что мы сохранили наши жизни».

Константин Ольховой:

«Чем дольше девушки затягивали с принятием серьезных мер (игнорировали наблюдающего за ними в баре, находились с ним по темной улице) – тем страшнее им становилось. В подобном состоянии взять себя в руки крайне сложно.

Тут мера одна – профилактика. Нужно заранее сформулировать и проработать в голове установку, что подобные ситуации возможны. Многие думают, что они никак их не затронут, а это ошибка. Если человек психологически подготовлен, это даст ему фору».

Лия Панцалашвили:

«Грубый ответ на попытку познакомиться – уже ошибка. Никогда не знаешь, как человек отреагирует: просто уйдет или решит, как в этом случае, отомстить. Лучше уверенно, но вежливо дать понять, что вы не заинтересованы в общении. Ходить ночью по темным улицам, когда можно вызвать такси, тоже не лучшая идея.

Если вас преследуют – нужно как можно скорее добраться до людного места, в случае этих девушек можно было просто вернуться в бар.

В случае, когда ситуация переходит в преследование, а затем и в нападение, у жертвы в ход идут физические навыки, которые можно получить, например, на курсах самозащиты. А если преследователь еще и вооружен ножом, вероятность 99%, что неподготовленный человек целым от него не уйдет. Поэтому ситуацию лучше предотвратить на корню».

Убийство в детском саду: что известно о нападении на воспитательницу в Подмосковье>>

Виктория, 24 года:

«Мне было 17 лет, я жила в районе Орехово-Борисово. Возвращалась от метро в отличном настроении: у нас спокойный район, а я люблю гулять пешком, да и до дома мне 15 минут, волноваться не о чем.

Внезапно заметила машину, которая ехала ко мне – обычная легковая иномарка. Водитель остановился, опустил стекло и попросил объяснить, как доехать до ближайшего супермаркета. Он выглядел прилично и абсолютно безобидно.

Я тогда даже не задумалась о том, что существует навигатор, ведь всегда готова помочь тем, кто в этом нуждается. Это и стало моей ошибкой. Раза два я повторила свой монолог с четким указанием, по какому маршруту следовать, но он изображал непонимание. Затем дотянулся до дверцы и попросил подойти поближе – я так и сделала.

Все это время я смотрела ему в лицо и не замечала, что параллельно он достал и трогает свой половой орган, а когда увидела – была дезориентирована и не знала, что делать. У меня был шок, я пыталась не подать вида, но, вероятно, слишком резко отстранилась, и он прочитал панику в моих глазах.

Внезапно он перегнулся через свободное сиденье и схватил меня за волосы, потащив к себе. В ужасе я начала отбиваться и чудом вырвалась, бросившись во дворы. Полагаю, у него в руке остался клок моих волос.

Он рванул следом за мной во дворы. По пути я прижалась к стене арки, которая была полностью скрыта в темноте. Мне повезло – преследователь решил, что я скрываюсь на аллее с детскими площадками, пролетел вперед и не заметил меня. Я тем временем молилась и со всеми прощалась. Когда он исчез, выбежала обратно и кинулась в сторону дома. Уже там я осознала, что все это произошло в полной тишине. До конца жизни это будет мне уроком».

Константин Ольховой:

«С этой девушкой злую шутку сыграла наивность и неумение отказывать другим.

Нужно понимать, что у каждого человека есть право позаботиться о себе, а значит, не выполнять чью-то просьбу, если это несет для нас неудобства и, тем более, опасность.

Это качество также стоит проработать в себе заранее, не обращать внимание на то, что в чьих-то глазах мы не идеальны и неэффективны».

Лия Панцалашвили:

«Если кто-то заговаривает с вами из машины, можете смело игнорировать подобную просьбу, и уж точно не сокращать дистанцию, подходя и заглядывая в салон. Чем больше дистанция, тем выше шансы на успешную самозащиту.

Когда девушка заметила, чем занимался этот мужчина, нужно было резко срываться с места и бежать, ведь машина могла поехать за ней.

В ситуации, когда нападающий хватает за волосы, помогают удары в уязвимые части тела: глаза, горло, пах, чтобы человек ослабил захват. Освободившись, нужно искать людное место и просить о помощи конкретных людей. Персональное привлечение кого-то к проблеме увеличивает чувство ответственности с его стороны».

Синдром керченского стрелка: как распознать в подростке потенциального преступника>>

Галина, 51 год:

«Я навсегда запомню этот день. 28 декабря, мне было 18 лет. Мы с подругами ездили заказывать ресторан на Новый год, и примерно в 11 вечера я возвращалась домой. За неделю до этого соседка рассказывала, что за ней по улице бежал незнакомый мужчина и она едва успела уйти от него. Поэтому по сторонам я поглядывала с некоторой опаской.

Одета я была абсолютно буднично – в джинсы и куртку-варенку, ничего вычурного или пошлого. По пути мне показалось, что кто-то за мной идет. Я обернулась и заметила силуэт – высокий, спортивного телосложения. Даже сейчас, когда я вспоминаю те события, он встает у меня перед глазами.

Сначала я решила не заходить в дом, мало ли. Но потом из соседнего подъезда вышел человек, и сталкер пропал. Я решила, что просто себя накрутила и это был обычный прохожий.

Я зашла в подъезд и начала подниматься по лестнице на свой пятый этаж. Все случилось еще на первом пролете. Мужчина оказался сзади, резко схватил меня за шею со спины и сказал в ухо: «Попробуй, с..., только пикни». Но от шока я заорала во все горло. Думаю, если бы передо мной выпрыгнула кошка – я бы кричала так же, исключительно на рефлексах.

На первом этаже жила женщина, которая ждала своего ребенка с прогулки, поэтому у нее была приоткрыта входная дверь. Она услышала громкий крик и выглянула проверить, что происходит. Преступник заметил это, резко выпустил меня и убежал. С этими воспоминаниями я живу уже долгие годы».

Константин Ольховой:

«Это ситуация произошла из-за нежелания видеть в себе некого параноика. А вдруг это просто прохожий? А вдруг показалось? Такие мысли стоит сразу пресекать. Никто не может предвидеть будущее, но как только человек ощущает тревогу – стоит полностью переключаться на инстинкты, отвечающие за выживание, максимально к ним прислушиваться. Если они кричат об опасности и требуют обезопасить себя – лучше так и поступить».

Лия Панцалашвили:

«Если в округе появляются подобные слухи, необходимо особенно тщательно сканировать пространство вокруг себя. В этой ситуации лучше всего было не идти домой, а добраться до ближайшего магазина, позвонить кому-нибудь и попросить встретить.

Перед тем как человек заходит в подъезд, нужно открыть двери и осмотреться, также при подъеме по лестнице лучше посмотреть на пролет выше и убедиться, что там безопасно. Оказавшись в захвате, девушка начала кричать.

Стоит отметить, что крик в принципе хороший инструмент. Он может оглушить и дезориентировать нападавшего, а также испугать, ведь теперь его могут заметить.

Далее необходимы навыки ударной и защитной техник, а еще можно использовать тактические уловки. Например, притвориться жертвой, и когда человек ослабит хватку, резким движением его ударить».

Нападение с ножом в московском храме: что известно о ЧП в центре столицы>>

Евгения, 34 года:

«Мое детство пришлось на «лихие 90-е». Мама растила меня и брата одна, времени у нее катастрофически не хватало. В выходные она занималась домашними делами, накопившимися за рабочую неделю. Поэтому одна я начала гулять уже в 6 лет. Меня выпускали поиграть перед подъездом, под окнами. Однако с детства мама объясняла мне, насколько опасно разговаривать с чужими, я как огня боялась, что меня украдут. Наверное, это меня и спасло.

Однажды ко мне подошел незнакомый мужчина и вкрадчиво произнес классическую фразу: «Девочка, пойдем со мной за дом, я тебе конфетку дам». Эти слова прозвучали для меня страшнее грома. Какая конфета? Я думала только о том, что мне конец.

Не знаю, что там рассказывают про то, что ребенка легко увести за угощение: для меня такое предложение звучало самым страшным на свете. Я подняла на дядю глаза, замерла, набрала в легкие побольше воздуха и с воплем на весь район «МАМА-А-А-А-А!» бросилась в подъезд. Тогда еще не было ни домофонов, ни консьержек, так что мой подъем на третий этаж оказался стремительным.

Я тут же начала звонить и колотить в дверь, продолжая орать что есть сил. Как только мама открыла дверь, я ворвалась в дом и рассказала о произошедшем. Естественно, выглянув из окна, мама никого не обнаружила. Мужчины и след простыл. Но я запомнила его на всю жизнь.

Своим детям я тоже не стесняюсь говорить о темной стороне жизни – они должны понимать, что мир далеко не так безобиден, как в сказках».

Константин Ольховой:

«В современном обществе на детей жутко давят, и одна из лучших вещей, которые могут сделать родители – это позволить ребенку говорить им «нет». В обратном случае он живет с установкой, что взрослых всегда нужно слушаться, а значит, и идти у них на поводу в опасных ситуациях.

Чем больше ребенку дают самостоятельности и права на выражение своей точки зрения, тем выше шанс отстоять себя в подобной ситуации. Здесь ребенок знал, как себя повести, и это его спасло».

Лия Панцалашвили:

«Эту ситуацию можно рассматривать в качестве того, как нужно себя вести. Девочка поспешила ретироваться и закричала, а значит, привлекла внимание тех, кто мог потенциально ей помочь. К слову, сейчас существуют специальные семинары и курсы по детской безопасности, куда можно записать своего ребенка. Это, несомненно, будет плюсом к его защите».