Ушел гений: какое наследие оставил нам Марк Захаров

Ушел гений: какое наследие оставил нам Марк Захаров
Истории

28 сентября от повторного воспаления легких скончался Марк Анатольевич Захаров, художественный руководитель театра «Ленком», режиссер всенародно любимых фильмов «Формула любви», «Обыкновенное чудо», «12 стульев» и «Тот самый Мюнхгаузен». Режиссер не дожил двух недель до своего 86-летия. РИАМО вспоминает лучшие работы мастера.

«Юнона и Авось»

В 1973 году Марк Захаров стал главным режиссером «Ленкома». За годы бессменного руководства театром под его началом вышло множество постановок, среди которых «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Тиль», «Пер Гюнт» и «Чайка», «Женитьба» и «День опричника». Пожалуй, самый известный спектакль Захарова — рок-опера «Юнона и Авось», которая уже 38 лет не сходит с подмостков театра на Малой Дмитровке. В 1981 году постановка поразила советских зрителей звучащими со сцены православными молитвами в рок-обработке. Трагическую историю любви русского дворянина Николая Резанова и юной дочери коменданта Сан-Франциско Кончиты рассказал в стихотворной форме Андрей Вознесенский, а музыку написал Алексей Рыбников. Главную роль в спектакле до 2005 года играл Николай Караченцов, затем его сменили Дмитрий Певцов, Виктор Раков и Семен Шкаликов.

«Обыкновенное чудо»

Марк Анатольевич снял всего шесть кинокартин (если не считать совместного с Александром Орловым музыкального телефильма «Стоянка поезда — две минуты»), однако все они остались в памяти зрителей как жемчужины советской кинематографии.

Сказку «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца Захаров поначалу не хотел экранизировать — она казалась ему недостаточно глубокой по сравнению с «Драконом» того же драматурга. Однако режиссер выбрал для фильма лучших актеров своего театра, пригласил написать музыку Геннадия Гладкова и Юлия Кима — и получился шедевр.

Сразу определились с ролями Волшебника и его жены — дуэт Олега Янковского и Ирины Купченко, а также Короля — Евгений Леонов. А вот Принцессу долго не могли найти — в итоге выбор пал на Евгению Симонову. Когда Захаров пригласил Александра Абдулова на пробы на роль Медведя, тот ответил: «С удовольствием, потому что все равно пробуюсь всегда я, а снимается потом Костолевский». В итоге он был утвержден.

У Евгения Леонова, игравшего роль слабовольного, но обаятельного правителя, была запланировала поездка в Германию — поэтому на сцены с его участием у съемочной группы было всего 10 дней. В фильм попало множество блестящих импровизаций актера, в том числе жест, напоминающий приветствие народу советских руководителей. Цензура не обратила на него внимания, однако долго не хотела пропускать вроде бы безобидную песню Андрей Миронова, игравшего Министра-администратора, про бабочку и воробушка — в ней увидели сексуальный подтекст.

«Тот самый Мюнхгаузен»

Долгие годы Марк Захаров сотрудничал с драматургом Григорием Гориным — на сцене «Ленкома» шли его «Тиль», «Поминальная молитва», «Королевские игры» и «Шут Балакирев». По сценарию Горина сняты «Дом, который построил Свифт» и «Формула любви». А первой совместной киноработой для режиссера и драматурга был фильм «Тот самый Мюнхгаузен».

Марк Захаров, Григорий Горин и исполнитель главной роли Олег Янковский переосмыслили укрепившийся в культуре образ барона, чье имя стало синонимом вруна и рассказчика небылиц. Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен из фильма 1979 года — не врун, а честный человек, которому никто не верит. Персонаж обладает необыкновенными способностями и делает странные вещи — путешествует во времени, общаясь с Шекспиром и Софоклом, ни с того ни с сего объявляет войну Англии, а в конце фильма отправляется на Луну, чтобы доказать свою правоту. Ключевой конфликт повествования строится вокруг его желания подарить людям новый день в календаре — 32 мая.

Один из монологов Янковского-барона завершается словами: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».

В кинокартине также снимались Елена Коренева, Инна Чурикова, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Семен Фарада, Леонид Броневой.

«День опричника»

Последняя театральная постановка Захарова — вышедший в 2016 году «День опричника» по произведениям Владимира Сорокина. Действие ленкомовского спектакля происходит «через сто лет после премьеры»: в России возрождена монархия, бал правит новая опричнина. Главный герой опричник Комяга (его играет Виктор Раков) делает нравственный выбор в условиях вернувшегося в средневековье общества, отказываясь от всех своих привилегий и рискуя жизнью. Марк Захаров добавил в сатирическую антиутопию лирическую любовную линию и надежду на счастливое будущее героев. Роль возлюбленной главного героя исполняет дочь режиссера актриса Александра Захарова, монарха играет Дмитрий Певцов.