«Стакан воды в старости меня не беспокоит»: почему люди становятся чайлдфри
Чайлдфри — это люди, которые сознательно решили не заводить детей. Феномен зародился в Европе в 1970-х годах и в «нулевых» появился в России. Если раньше к открытому нежеланию продолжать род общество относилось довольно резко и агрессивно, то сейчас многие принимают такую позицию. Обозреватель РИАМО пообщалась с людьми, которые называют себя чайлдфри, и выяснила, почему они не хотят становиться родителями.
Анастасия, 28 лет:
«Понимание, что к детям не тянет, у меня было всегда. С детства на других детей я смотрела с непониманием. Большинство из них начинали капризничать и плакать, всячески привлекать к себе внимание, чтобы что-то получить от родителей или воспитателя в детском саду. Я так никогда не делала, и ко мне относились иначе, как ко взрослой. С одной стороны, мне это нравилось — мне казалось, что я выше этого, что меня уважают и воспринимают на равных. С другой, было обидно: когда мне было что-то нужно, мне говорили: «Насть, ну ты же взрослая, давай ты сама», «Насть, ну ты-то нормальная, подожди, подойди потом. Видишь, тут этот ревет, мне надо его успокоить».
Где-то к 22-23 годам серьезно задумалась, захочу ли я когда-нибудь детей. Прочитала десяток книжек Януша Корчака (польский педагог, писатель, врач и общественный деятель — прим. ред.), Юлии Гиппенрейтер (российский и советский психолог, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук — прим. ред.) и поняла, что это все точно не мое.
Семь лет я была замужем. Изначально с мужем взгляды были одинаковые. Когда ему исполнилось 24 года, а мне — 22, он поменял свои взгляды. Начались разговоры про детей, про «пора» и «надо». Поставила вопрос ребром: «Тебе надо? Окей. Я готова родить, но мои взгляды не изменятся. Заниматься ребенком я не буду. Не из вредности: я понимаю, что у меня тяги к детям внезапно не появится. Давай оформим брачный договор, в котором пропишем, что ребенком занимаешься ты, а в случае развода он останется с тобой. Я готова платить максимальные алименты».
Выяснилось, что муж не был готов стать самостоятельным отцом: он думал, что я почему-то должна засесть дома с пеленками, в то время как он мог управлять моим бизнесом.
Спустя какое-то время мы разошлись, и разные позиции по отношению к детям — не единственная причина нашего расставания.
После я встречалась с молодыми людьми, у которых были дети от предыдущих отношений. Я поддерживала желание мужчины видеться с детьми, но говорила, что из меня делать «вторую маму» не стоит — у меня нет ни способностей, ни желания. Конфликтов ни с кем из-за этого не было. Для меня оптимально, если у мужчины этот гештальт уже закрыт.
При этом я отлично лажу с подростками: полтора года преподавала в колледже, и до сих пор мои студенты пишут мне в соцсетях о своих успехах, обращаются с жизненными вопросами и приезжают в офис поздравить с Днем учителя. Я спрашивала, почему у них возникают проблемы с другими педагогами, и получала идентичные ответы: все преподаватели или сюсюкаются как с малышами, или, наоборот, общаются с несовершеннолетними как с зеками. Я же ко всем отношусь одинаково вне зависимости от возраста. Бабушка меня учила, что нет детей и взрослых — есть люди и нелюди. И все люди заслуживают одинакового уважения. До сих пор придерживаюсь этой позиции.
Завести ребенка — это лишь один способ реализовать себя из множества других.
Сегодня уже никто не думает, что женщина обязана рожать. Я считаю, что выбирать свой путь каждый должен сам, основываясь на собственных приоритетах и целях.
Я хочу оставить после себя что-то значимое, и это что-то — точно не дети. Конечно, первое время родственники говорили, что я неправа, слишком молода и успею передумать. Сейчас мама приняла мою позицию и даже гордится мной и моими успехами в предпринимательстве и преподавании. Для меня это очень важно и ценно».
«От меня родилось около 11 детей»: донор спермы о своем образе жизни>>
Роман, 34 года:
«Мое решение быть чайлдфри объясняется простыми причинами. Во-первых, сейчас я хочу жить для себя: не готов брать ответственность за кого-то еще.
Во-вторых, сегодня сложно обеспечить ребенка и дать ему все условия для жизни: качественную еду, разнообразные развлечения и способы развития, свою комнату, хорошую школу, университет.
Учитывая нынешнюю обстановку, в которой нет никакой определенности и стабильности, мне кажется правильным вовсе не заводить детей.
В-третьих, в детей нужно ментально вкладываться, а на это способен не каждый взрослый. Нужно быть абсолютно нейротипичным (соответствовать психической норме — прим. ред.) и стабильным в психологическом плане, чтобы воспитать здорового человека.
Я не считаю, что хотеть детей старомодно или плохо. Продолжать свой род — это абсолютно нормальная человеческая потребность. Я за то, чтобы к этому вопросу люди подходили более ответственно. Сначала необходимо встать на ноги, определиться с целями в своей жизни, выбрать приоритеты, чтобы иметь возможность все это транслировать и для ребенка.
Я не сталкиваюсь с осуждением со стороны окружающих — разве что мама иногда любит спрашивать про внуков. Сейчас общество уже шагнуло вперед, поэтому людей все меньше волнует, что там происходит у других, и это хорошо.
Репродуктивному давлению подвергается много мужчин и еще больше женщин. Для многих из них оно становится обыденностью при общении на работе, с семьей и друзьями, но так быть не должно.
Мое решение не заводить детей — не ультиматум, а осознанный выбор. Кто знает, может, спустя время оно изменится. Но прямо сейчас я хочу оставить после себя наследие, а не наследников».
«С гордостью считаю себя суперпапой!» – москвичи о том, каково быть отцом в декрете>>
Мария, 33 года:
«В теории я еще в течение 10 лет могу физически иметь детей — потом, наверное, придется надеяться на науку и технологии. Еще в 20 лет я решила, что детей мне совсем не хочется иметь, и за последние 13 лет ничего не изменилось, скорее даже наоборот.
Я очень люблю детей моих друзей, знакомых. Какой-то неприязни в целом к детям никогда за собой не замечала. Но дети очень сильно и бесповоротно меняют жизнь и состояние здоровья.
Мне никогда не хотелось и не хочется проходить через такие перемены. Я думаю, на меня повлияло то, что в 8 лет я впервые стала тетей и нянькой на подхвате, после чего число племянников, с которыми я часто водилась, росло. Я понимаю, каково это, когда у тебя грудной ребенок, трехлетка, первоклассник или подросток на бытовом уровне. И это шокирует, если честно. Я получила опыт, и он привел меня к пониманию, что я не готова, чтобы моя жизнь была такой.
Со стороны родителей и родственников обычно идет перманентный прессинг. Я тоже с таким столкнулась, но в силу характера поставила жесткий ультиматум: или мои решения остаются моими, и обсуждать их со мной никто не будет, или общение просто прекратится, как бы больно всем ни было. Удивительно, но это сработало: последние 8 лет я не слышу даже вздохов в свой адрес со стороны родни. Остальные люди и их мнение меня не особо волнуют. Поэтому социального давления я не ощущаю.
Предугадать будущее сложно: я не знаю, буду ли сожалеть о своем решении. Мне кажется, что человеку всегда будет о чем пожалеть в конце жизни, что бы он ни выбрал. На данный момент я могу сказать, что мне очень нравится моя жизнь. Если я и сожалею о чем-то в моменте, практика показывает, что стоит немного подождать — окажется, что все было не зря. Поэтому, как говорит известный персонаж Скарлетт О`Хара, «я подумаю об этом завтра».
Семьянин или одиночка? Тест>>
Денис, 45 лет:
«Я никак не «приходил» к позиции чайлдфри. В детстве мы все такие. Позже, когда люди взрослеют, у них появляется желание иметь детей. Или не появляется, как у меня.
Чтобы что-то сделать, нужно этого захотеть. Я не олигарх, чтобы думать о наследниках своей империи. Я не гениальный ученый или великий спортсмен, чтобы заботиться о сохранении своих генов. Я не терял смысла жизни, у меня есть мечты, которые я реализую постепенно. Мне не скучно, у меня есть хобби, и не одно. Стакан воды в старости меня тоже не беспокоит.
На меня не давит общество. Мне интересно, почему люди хотят иметь детей несмотря на все трудности. Я, конечно, допускаю, что могу пожалеть о своем решении, но людям свойственно сожалеть о несделанном. Думаю, я это переживу.
С осуждением я сталкивался, и это было весьма курьезно. Когда я рассказывал своему коллеге о своих хобби, например, о том, что я делаю свечи из стеарина, он мне говорил, что стоило бы мне завести ребенка, тогда не было бы времени на глупости. Как можно над этим не смеяться?».
«Я плохой папа, потому что мои родители развелись» — 30‑летние о последствиях разводов>>