Рождество Пресвятой Богородицы: традиции и история праздника

Рождество Пресвятой Богородицы: традиции и история праздника
Истории
Максим Лебедев

Фото - © Максим Лебедев/Орехово-Зуевское ИА

Рождество Пресвятой Богородицы – православный праздник, который ежегодно отмечается 21 сентября. Это один из самых значимых и добрых праздников в году, поскольку издавна к Деве Марии у верующих особенное и очень трепетное отношение. Именно с Рождества Богородицы начинается церковное новолетие. Об истории праздника и о том, как стоит провести сегодняшний день, – в материале РИАМО.

Когда начали отмечать праздник Рождества Пресвятой Богородицы?

Фото - © Пресс-служба Губернатора и Правительства Московской области

О том, когда христиане начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы, можно судить по письменным источникам. Так, предполагается, что эта добрая традиция появилась достаточно поздно, в V веке. Упоминания о празднике встречаются впервые в словах архиепископа Константинопольского – святого Прокла, а также у папы Геласия. Пишут об этом событии и блаженный Августин, и святитель Епифан, и святой Иоанн Златоуст.

В Иерусалиме находится первый храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Создан он был в IV веке по приказу равноапостольной царицы Елены. С большим размахом и торжественностью праздник стали отмечать в Греческой Церкви в VII-VIII веках. Официальное же утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.

Читайте также: Крещение Руси: история, традиции и последствия для страны>>

Из истории Рождества Пресвятой Богородицы

Рождество Богородицы. Фреска Джотто.

Фото - © Рождество Богородицы. Фреска Джотто.

О событии не говорится ни в одном из четырех канонических Евангелий. Информацию о нем можно найти в некоторых письменных источниках, которые не входят в Библию, и в устном Священном Предании.

В Евангелии приводятся данные лишь о главных событиях жизни Богородицы, однако об обстоятельствах ее рождения не сообщается. Согласно церковному преданию, Дева Мария родилась в Иерусалиме, тем не менее в Русской Православной Церкви есть и другая точка зрения: поскольку родители святой жили в Назарете, то и Она родилась там же.

Богородица появилась на свет у уже немолодых супругов Иоакима и Анны, которых Церковь называет «богоотцами». Считается, что отец Девы Марии был очень богатым, содержал большое количество скота и продолжал род царя Давида. Анна же была дочерью первосвященника Аарона. Иоаким и Анна были благочестивыми и праведными, посвятили свою жизнь служению Богу, проводили дни в молитвах, а также много своих средств жертвовали на храм и нуждающимся.

Сталкивались супруги с несправедливыми обвинениями в свой адрес. В ветхозаветном Израиле бездетность считалась признаком наказания Божия за былые грехи. А поскольку Иоаким и Анна до старости лет не могли зачать ребенка, то подвергались насмешкам и порицанию. Однако они не отчаивались и продолжали молиться, чтобы Господь послал им дитя.

Однажды, в еврейский праздник, Иоаким зашел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу. Однако первосвященник не принял ее и обвинил Иоакима в грехах. Иоаким был опечален случившимся и решил не возвращаться домой, а отправиться в пустыню, где паслись его стада. Тяжело произошедшее пережила и Анна. Несмотря на то, что все от супругов отворачивались, они продолжали молиться и надеяться на чудо. И как-то раз, когда Иоаким был в пустыне, а Анна – в саду, им обоим явился Ангел, который сообщил: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария». Пророчество в назначенное время сбылось, а девочку назвали Марией.

Читайте также: Светлое Христово Воскресенье: история и традиции Пасхи>>

Рождество Пресвятой Богородицы на иконах

Сергей Пятаков

Фото - © Сергей Пятаков/РИА Новости

Самые первые иконы и фрески, отображающие событие рождения Богородицы, датируются X-XI веками. Не исключено, впрочем, и существование икон в более раннее время. Об этом говорит, например, роспись одного грузинского храма, посвященного Богородице. Храм был построен в VII веке, но сохранил этот иконографический сюжет.

На ранних иконах и фресках с изображением рождения Богородицы в центре композиции расположена праведная Анна, которая полулежит на высоком ложе. В качестве фона, как правило, используются традиционные архитектурные кулисы. Образ Анны изображен в более крупном размере по сравнению с другими персонажами. Перед ложем расположены повивальная бабка и служанки, омывающие Анну. Сохранились также и другие иконы: на них можно наблюдать подношения Девы Марии святой Анне, а также представления младенца в колыбели.

Со временем иконы начали дополнять все новыми подробностями, они стали более детализированными. Как правило, на них теперь изображалось убранство дома Иоакима и Анны. Можно наблюдать стол с дарами и угощениями, водоем, птиц. Церковь поясняет, что эти детали помогают в более точном восприятии иконы, зритель как будто становится причастным к радостному событию.

Особого упоминания, пожалуй, заслуживает роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ее выполнил Дионисий в 1502 году. Это монументальная фреска, изображающая обстоятельства рождения Богородицы. Зритель видит святую Анну на ложе, купель, а также пришедших поклониться Марии жен и дев с сосудами в руках.

Читайте также: Путешествие в Троица-Чижи: легендарная икона и необъяснимые явления>>

Традиции праздника Рождения Богородицы

Максим Лебедев

Фото - © Максим Лебедев/Орехово-Зуевское ИА

Поскольку праздник приходится на сентябрь, то есть на время сбора урожая и окончания полевых работ, верующие традиционно благодарят Богородицу за собранное продовольствие и просят ее о помощи на грядущий год.

В народе раньше праздник называли «Малая Пречистая», а те дни, которые ему предшествуют, – «Спожинки» или «Госпожинки». Как правило, крестьяне устраивали многолюдные пиры и гуляния, и чем больше был урожай в текущем году, тем масштабнее и дольше был праздник. Люди варили домашнее пиво, резали скот, готовили студни, пекли пироги.

Запрещен был тяжелый физический труд, все работы следовало завершить заранее.

Что касается поста, то его во время праздника нет. В сентябре продолжается осенний мясоед, когда можно питаться так, как хочется, без ограничений. Нельзя разве что употреблять алкоголь в больших количествах. Кроме того, именно на мясоед приходится пора свадеб и связанных с ними гуляний, поэтому не стоит отказывать себе во вкусной еде.

Если же праздник Рождества Богородицы выпадает на среду или пятницу, тогда следует исключить из рациона мясную и молочную пищу, однако от растительного масла и рыбы отказываться не надо.

Читайте также: Посидеть на дорожку и выпить на посошок: традиции русского народа, популярные до сих пор>>