Психотерапевт — о вреде ТВ и эпидемии панических расстройств у москвичей

Психотерапевт — о вреде ТВ и эпидемии панических расстройств у москвичей
Истории

Мир впервые услышал о психоанализе 120 лет назад, когда еще никому неизвестный венский психиатр Зигмунд Фрейд опубликовал статью «Наследственность и этиология неврозов». После перестройки психоанализ пришел и в Россию, но до сих пор решать свои жизненные проблемы в кабинете психотерапевта у нас не принято. Зачем ходить к психотерапевту, почему врачам нельзя дружить с пациентами, и чем опасна информация из телевизора, в интервью РИАМО рассказал заведующий медико-реабилитационным центром «Клиника памяти» при Психиатрической клинической больнице им. В. А. Гиляровского в Москве, психотерапевт с 30-летним стажем Виктор Савилов.

Психолог: «Интернет-зависимость - когда испытываешь ломку в кафе без Wi-Fi»>>

- Виктор Борисович, Фрейд и его теория в психиатрии до сих пор актуальны, или сейчас применяются какие-то новые методы лечения?

- После Фрейда был Юнг, затем Адлер и другие последователи. За последние 120 лет в психотерапии появились сотни методик и техник, в основу которых легки теория Фрейда, но они скорее являются авторскими. На самом деле, не методика является критерием эффективности, главное, чтобы пациент уже с первого визита получил надежду на то, что ему помогут, а психотерапевтические техники в процессе лечения могут меняться.

- Самое сложное – это понять, когда идти. Если у тебя эмоциональные проблемы, то нужен специалист, или можно обойтись помощью друга?

- Если вы переживаете расставание с молодым человеком, то, конечно же, можно обойтись помощью друга или родственника. Они вас знают лучше всего и могут дать дельный совет. Не нужно бежать к психологу из-за того, что вас уволили с работы, вы поругались с подругой или расстроились из-за плохой погоды. Но если вы понимаете, что разговоры не помогают, вам от них не становится лучше, то это первый звонок, что вы попали в клещи болезни. Существуют симптомы, на которые следует обратить внимание, но только тогда, если они в комплексе. Если вы перестали хорошо спать, чувствуете упадок сил и быстро устаете, много или, наоборот, мало едите, а также перестаете радоваться тому, что вас всегда вдохновляло, то стоит задуматься, чтобы обратиться к специалисту.

- Почему психологические проблемы обостряются весной?

- Это связано просто с сезонностью. Весеннее обострение такое же, как и осеннее: переход из одного температурного режима, в котором организм уже адаптировался, в другой. А люди с ослабленным здоровьем, неустойчивой психикой могут быть подвержены эмоциональным колебаниям. Физически здоровым людям переживать весну не надо, они ничего принципиально нового не почувствуют.

Психолог Марианна Борисова: Астрология - это социальный наркотик>>

- На ваш взгляд, информация о терактах, авиакатастрофах и других катаклизмах опасна для нашей психики?

- У нас телевидение построено очень неэкологично, оно никак не заботится о здоровье граждан. Рекомендую не смотреть телевизор. Если человек постоянно видит разбитые самолеты, взрывы в метро, другие теракты, то невольно примеряет ситуацию на себя. А если он еще ослаблен психически, то более уязвим, и информация о разбитом самолете запустит у него механизм тревожности, который он не в силах будет остановить. И всякий раз при подобных сообщениях у него будет появляться учащенное сердцебиение, остановка дыхания и другие признаки. Хуже всего, что это состояние фиксируется и в будущем может проявиться и на меньший раздражитель.

- Исходя из вашей практики, с какими проблемами чаще всего приходят москвичи к психотерапевту?

- Ритм жизни в Москве способствует развитию одиночества. Люди мало внимания уделяют своим чувствам, растрачивая их на перемещение по городу в пробках, либо строительство карьеры. У большинства жителей мегаполиса личная жизнь усеченная, часто заменяется суррогатным общением в социальных сетях, не говоря уже о том, что многие не хотят заводить семью и детей. По моему опыту, москвичи подвержены тревожным расстройствам. На фоне непростой ситуации в мире больше всего страдают жители мегаполисов, в которых сейчас наблюдается эпидемия панических расстройств. И это не просто учащенное сердцебиение, страх и потные ладошки. На самом деле, это сформированное заболевание, которое нужно обязательно лечить у специалиста. Ко мне также часто обращаются и с депрессиями.

- Увлечение социальными сетями – тоже психологическая проблема?

- Да, это проблема общения. Когда люди через гаджеты общаются больше, чем в реальных условиях, даже если сидят в соседних комнатах или за одним столом. Она началась в последние 10 лет и захватывает молодых людей все больше. Им потом сложно строить стандартные коммуникации и начинать реальное общение. К сожалению, пока ей уделяется мало внимания.

Психолог Мария Пугачева: о современных женщинах и «таблетке» от одиночества>>

- Сейчас очень много специалистов, которые предлагают помощь через персональные сайты. Им может быть всего 25 лет, они прошли какие-то курсы и обещают и личностный рост, и решение проблем в отношениях, и помощь в переживаниях утраты. Не очень понятно, к кому идти?

- Я отношусь к этому скептически. Даже если рассматривать западный опыт, чтобы стать специалистом в области психиатрии и психотерапии, нужно учиться более 10 лет, а затем еще пройти длительную стажировку в медучреждении. Бывают, конечно, вундеркинды, но и им нужна врачебная практика и интуиция, чтобы ставить диагноз, поэтому на сайты вестись не нужно.

Во-первых, нужно определиться с проблемой и понять к кому идти - психологу, психотерапевту или психиатру. Это разные профессии, и если для психолога медицинское образование не обязательно, то психиатру и психотерапевту без него не обойтись.

Если объяснять на простом примере, психиатр – это специалист, который лечит лекарствами и словом, а психотерапевт – словом и лекарствами, психолог – только словом. Причины обращения могут быть как легкие, которые требуют проработки каких-то жизненных ситуаций, так и тяжелые, когда нужна срочная госпитализация.

Я бы рекомендовал обращаться в госучреждения, там всегда найдутся специалисты с опытом, да и ответственности перед пациентом больше. Проблема в том, что обращаются к нам лишь во вторую очередь. Сначала идут к терапевту, затем он отправляет к неврологу, а оттуда «случайно» могут попасть к психотерапевту или к психиатру. С тяжелым расстройством психики работают психиатры, легкими расстройствами (депрессии, панические атаки и пр.) чаще занимаются психологи и психотерапевты. Проблема в том, что люди не идут к нам из-за стигматизирующих установок – боятся, что к ним прицепится ярлык сумасшедших, плюс боязнь учета, который был распространен в советское время.

Психотерапевт Константин Ольховой: «Любовь по-прежнему рулит!»>>

- А психотерапевты сами нуждаются к помощи, ходят к психологам?

- Все мы люди, и никто не застрахован от проблем. Мы сами, конечно, ходим на тренинги и прорабатываем какие-то моменты. Это обязательно в работе врача. Если мы попадаем в сложные жизненные ситуации, то идем к специалистам.

- Как понять, что тебя обманывают, чтобы походы к психотерапевту не растянулись на годы?

- Я сторонник того, чтобы пациент не ходил к психотерапевту годами. Мы не на Западе, где пациенты приходят раз в две недели, платят по 100 или 200 долларов и постоянно корректируют свое состояние. У нас это, к счастью, так и не прижилось, несмотря на появление институтов психоанализа и различных психологических центров. Большинство пациентов настроены быстро решить проблему, за одну-две сессии. Конечно, все зависит от состояния, и кому-то хватает одного визита. Краткосрочная терапия – это примерно 10-20 сеансов, но кто-то может ходить и полгода, если того требует ситуация.

Еще важно, чтобы не возникала зависимость от походов к психотерапевту, Специалист не должен допускать этого, не должен становиться другом пациенту. Все это мешает терапии. Я считаю, что нельзя лечить родственников и друзей, так как неосознанно не желаешь принять, что родной человек болен, а болезнь тем не менее есть. Конечно, бывают исключения, как у Скотта Фицджеральда в романе «Ночь нежна», хотя вы ведь помните, чем там все закончилось.

Ольга Швенк