Первая за 65 лет выставка в Третьяковке: о знаменитых полотнах Николая Рериха

Первая за 65 лет выставка в Третьяковке: о знаменитых полотнах Николая Рериха
Истории

В Государственной Третьяковской галерее с 10 октября 2023 года по 10 марта 2024 года развернется масштабный выставочный проект, приуроченный к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха – русского художника, философа, писателя, путешественника и общественного деятеля. О некоторых его известных художественных работах – в материале РИАМО.

«Гонец», 1897

С этого полотна начинается творческий путь Рериха. «Гонец» – дипломная работа художника, написанная в 1897 году. Картину в том же самом году с академической выставки приобрел Павел Михайлович Третьяков для своего собрания. Такое внимание к начинающему художнику говорило о его таланте. Более того, Третьяков настолько был впечатлен идеями молодого дарования, что планировал собрать все его работы, посвященные истории Руси.

Что касается сюжета, то на полотне изображен эпизод из «Повести временных лет». Здесь и луна, которая освещает ночной пейзаж, и жилье человека, и погруженный в тяжкие думы старец, который спешит с вестью о том, что «восстал род на род». Рерих очень точно изобразил русскую старину, что выражается и в форме лодки, и типе избы, и плетении ограждения.

Николай Рерих однажды вспоминал слова Л.Н. Толстого, которому он показал эту картину: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше — жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет».

«Святой Сергий Радонежский», 1932

Образ Сергия Радонежского занимает особое место в творчестве Николая Рериха. По воспоминаниям близких людей Рериха, житие Радонежского всегда интересовало художника и вызывало желание отобразить его образ в своих работах.

Картина была написана в 1932 году и хранится в Государственной Третьяковской галерее. Сергий Радонежский жил в XIV веке, он был идейным вдохновителем Куликовской битвы. Рерих изобразил на картине, как святой благословляет русское воинство на бой с врагом – Куликовскую битву. В руках он держит плат со священным знаком Триединства и храм из белого камня, который выступает символом построения великой России. Интересно, что в верхней части картины Рерих изобразил всевидящее око.

Внизу Рерих сделал надпись вязью: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии, второй при Минине. Третий...» – и на многоточии фраза обрывается. Рерих считал, что главный подвиг святого заключается не в том, что он помогает справляться с врагами России, а в том, чтобы в нужное время поднять дух народа.

«Заморские гости», 1901

Картина датируется 1901 годом и хранится также в Третьяковской галерее. Ее Рерих написал, когда жил в Париже и вспоминал свою родину. Сюжет художник придумал во время своего путешествия в 1899 году по «водному пути» к Новгороду. Он тогда писал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…».

В 1902 году состоялась выставка в Императорской академии художеств, где «Заморских гостей» приобрел сам Николай II для Царскосельского дворца.

На картине изображены полуночные гости, как писал сам Рерих. Виден берег Финского залива, а вода напиталась синевой ясного весеннего неба. Вдалеке видно небольшое селение, а на первом плане – две ладьи с купцами и чайки. Рерих детально передает одежду людей, украшение суден.

«Приказ учителя» («Завет учителя»), 1947

Картина создана в 1947 году, это одно из последних произведений художника. Сын Рериха, Святослав Николаевич, писал об этой работе отца: «Его прекрасная картина „Приказ Учителя” – это глубокий символ его огромных достижений и необыкновенной жизни. Он во всем стремился к прекрасному: и в живописи, и в литературе, и в общественной жизни – это великолепное воплощение необыкновенной, возвышенной мысли».

На полотне изображен предрассветный час, небо – смесь золота и розового отблеска. По обеим сторонам – горы, между ними – небольшая горная река. На небольшом выступе на переднем плане расположился молодой мужчина в традиционной монашеской одежде. Он сидит в позе лотоса, голова наклонена немного вправо. Чуть выше изображен белый орел, и этот символ здесь неслучаен. Птица несет благую весть мужчине, это момент просветления и добра.

«Гималаи. Розовые горы», 1933

Рерих написал картину «Гималаи. Розовые горы» в 1933 году, уже в достаточно зрелом возрасте. На тот момент художник сформировал свое мировоззрение, как жизненное, так и художественное.

Николай Рерих долгое время провел в Индии, где часто наблюдал гималайские пейзажи, созерцал жизнь гор, и это находило отражение в его работах. По подсчетам исследователей, их в коллекции художника насчитывается порядка двух тысяч. Особое внимание Рерих уделял деталям увиденного, передавая переменчивое настроение горного ландшафта.

В основе сюжета данной картины лежат воспоминания Николая Рериха об экспедиции на Алтай, в Монголию и Тибет. О той поездке известно, что основной ее целью был поиск волшебной страны Шамбалы, где люди живут счастливо и не знают ни бед, ни печалей.

«Александр Невский», 1942

Картина «Александр Невский» была написана в 1942 году и вошла в героический цикл картин художника наряду с полотнами «Борис и Глеб», «Ярослав Мудрый», «Мстислав Удалой» и т.д. Полотно посвящено одному из ключевых событий в русской истории – битве русичей под предводительством Александра Невского с тевтонскими и ливонскими рыцарями. В учебниках это сражение имеет название Ледового побоища.

На картине зритель видит Александра Ярославича, который за победу над шведами получил прозвище Невский. У него слегка наклонена голова – битва окончена. Он всматривается в лицо погибшего русского воина. Позади князя стоят воины и тоже погружены в скорбь. Небо окрашено в багряный цвет, что символизирует только что завершившееся сражение, под копытами коней – тела поверженных врагов. Розоватый оттенок снега не только передает отражение неба, но и символизирует пролитую кровь.

«Великая жертва», 1910

Картина была создана в 1910 году и является эскизом к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная». Стравинский как-то вспоминал: «…померещилось совершенно неожиданное зрелище священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность». Поскольку Рерих был мастером в области славянского язычества, то известный композитор попросил его помочь со сценарием.

Кроме того, Рерих в то время уже был знаменитым театральным декоратором, а потому и художественное оформление сцены также доверили именно ему. На картине изображены восемь старейшин рода, которые готовятся совершить жертвоприношение. Горит костер. В балете по сюжету девушка танцует накануне своей смерти перед ними.