От кастрюли молока к тоннам сыра: как Олег Сирота построил бизнес на импортозамещении
Олег Сирота – медийный подмосковный аграрий, чье имя неразрывно связано с русским пармезаном и крупнейшим в области гастрономическим фестивалем «Сыр. Пир. Мир». О том, как мечта восстанавливать деревни привела его к сыроварению и почему он не понимает предпринимателей, не желающих работать в сельском хозяйстве, читайте в материале РИАМО.
Удачный момент
Сирота запустил сыроварню в августе 2015 года на первой волне импортозамещения, когда Россия уже успела ответить на санкции за присоединение Крыма и запретила импортировать молочные продукты из ЕС. В стране, привыкшей к вкусным европейским сырам, открывалась свободная ниша.
Вспоминая то время, Сирота говорит, что производство началось «когда мы вылезли из кастрюли», в которой было всего 50 литров молока.
«Первые два года были особенно сложные, затем дело пошло быстрее. Мы смогли построить ферму, благодаря гранту Министерства сельского хозяйства Московской области, перешли на трехтонный котел с пастеризатором. И вот, год назад, мы запустили шеститонный котел и роботов-помощников в сырохранилище стоимостью по 1 миллиону евро каждый», – рассказывает Олег.
Сегодня на Истринской сыроварне Олега Сироты перерабатывается 50 тонн молока и выпускается до 5 тонн сыра в год. Молоко дают около 1000 коров из Подмосковья и соседних областей, в том числе 100 местных «буренок» с фермы при производстве.
Осетровая ферма в Пушкине: как хобби стало успешным бизнесом>>
Молодежь и технологии
В штате крестьянско-фермерского хозяйства 420 человек. 150 из них работают в фирменных магазинах: в московском регионе открылось уже 90 торговых точек. Интерес к производству настолько велик, что по выходным ферму посещают до 1500 гостей в день, а прогулки по сыроварне организуют восемь экскурсоводов.
«Приезжают люди разных возрастов: от малышей до пенсионеров. Для школьников скоро запустим образовательный проект – будем снимать ролики, обучающие детей сельскому хозяйству, высадке рассады, сборке урожая», – поясняет фермер.
Таким способом на сыроварне рассчитывают заинтересовать подростков сельскохозяйственным делом. По словам Сироты, несмотря на высокие зарплаты, на производстве не хватает молодых кадров
«Это раньше считалось, что работать на ферме – непрестижно. У нас же много современной техники, которую молодежь лучше и быстрее могла бы освоить. Есть даже трактора и комбайны с автопилотами. К примеру, наши два робота в сырохранилище обслуживает молодой человек – робототехник, которому всего 16 лет! Мы оплатили ему образование в колледже, сформировали индивидуальную программу, чтобы он и работал, и учился».
Что касается современных технологий, то они идут только на пользу делу, а при росте производства без них уже не обойтись. Так считает технолог сыроварни Сергей, один из первых сотрудников фермы.
«Представляете, сколько сил и людей требуется, чтобы каждую сырную голову снять, протереть, перевернуть и положить на место. В хранилище тонны продукта, а вес одного цельного куска – 7 килограммов», – отмечает он.
Самый модный агроном России о знаменитых гибридах и импортозамещении>>
С мечтами о деревне
Мысли о создании своего хозяйства у Олега Сироты появились еще в юности.
«Тогда я часто ездил в поисковые экспедиции во Ржев. Самое страшное впечатление производили не останки солдат, не каски или черепа, торчавшие из земли, а заброшенные, оставленные деревни. На моих глазах гибло русское село», – делится Сирота.
В 2000-х годах из-за прихода на рынок крупных иностранных компаний районные заводы по переработке молока останавливали работу. Многим фермам негде было реализовать продукт, они закрывались, и их работники, жившие в окрестных деревнях, оставляли свои дома. Олег с грустью вспоминает, как, заходя в избы, можно было найти тулуп на стене, засохшую кашу в тарелке – все, кроме самих жителей.
«Я мечтал все изменить. Поступил в аграрный вуз в Балашихе на зооинженера, но после второго курса ушел, поняв, что нет никаких перспектив. Занялся IT-сферой, но с мечтой не расставался. Когда ввели санкции в 2014 году, я понял: либо сейчас, либо никогда», – говорит фермер.
Импортозамещение и новые льготы: как Подмосковье поддерживает бизнес в условиях санкций>>
Идеи нужны, чтобы их воплощать
Ферма Олега Сироты находится в Дубровском – деревне под Истрой. В 2015 году администрация района выделила ему участок для пастбища и строительства небольшой сыроварни.
Сегодня земля в собственности хозяйства, и фермер собирается построить здесь еще одно сырохранилище. Он из тех людей, кто привык не мечтать, а воплощать в жизнь идеи и проекты. Так появился и популярный «Сыр. Пир. Мир», начавшийся с простого съезда фермеров и переросший в массовое четырехдневное шоу с сотнями тысяч гостей. В этом году гастрофест пройдет в седьмой раз, традиционно в августе.
С идеей возродить русскую деревню Олег не расстается. Возглавляя ассоциацию «Народный фермер», он популяризирует сельскохозяйственный бизнес, поддерживает фермеров и сельских жителей.
По соседству с Дубровским расположена деревня Кострово с 2,5 тысячами жителей. Старшеклассники из местной школы подрабатывают летом официантами в кафе на ферме. Также Сирота взял шефство над местной футбольной командой и помогает нуждающимся продуктами.
В какой-то степени сыроварня стала точкой притяжения для округи за счет рабочих мест и регулярных открытых мероприятий. Людям интересен и сам Сирота, который недавно скинул 25 килограммов, изменил образ и стал продвигать спорт. 17 июля в Истринской сыроварне состоится забег «Сырный трейл» по четырем дистанциям на выбор, организованный вместе с Истринским беговым клубом.
Аренда земли за 1 рубль в Подмосковье: как стать участником проекта импортозамещения>>
Спрос на землю растет
Весной фермерское хозяйства во внушительных, непривычных ранее, объемах распахивало и засеивало землю, и на то есть причины.
«В прошлом году цены на овощи были очень высокие. Мы решили восполнить дефицит. Посчитали, что в минусе в любом случае не останемся. Посеяли по несколько гектаров тыквы, картошки, капусты, кабачков и моркови. По указу президента мы теперь можем продавать урожай на ферме. Думаем, что все овощи реализуем у нас», – делится планами Олег.
Дополнительно введено и 150 гектаров земли под пшеницу. Благодаря субсидиям от подмосковного правительства сыроварня намерена взять в долгосрочную аренду 1000 гектаров, которые также можно засеять зерновыми. Однако для такой площади, уточняет предприниматель, нужна новая агротехника: для импортных нет запчастей, а очередь на отечественные и белорусские машины сейчас расписана на полгода вперед.
«Цены на зерно рекордные в этом году из-за событий на Украине. Перспективы отличные. Ждем урожай!», – подытоживает Сирота и добавляет, что для агропрома санкции – это время возможностей работать и получать прибыль.
Когда все поля будут возделаны – это вопрос времени, поскольку экономическая целесообразность уже появилась, отмечает Сирота. Московская область не такой благоприятный зерновой регион, как Юг России. Здесь больше развито животноводство. И, тем не менее, с развитием ферм, рассуждает фермер, борона пройдет и по еще не распаханным полям.
«Когда достроят в Санкт-Петербурге зерновой терминал, здесь, в 3–4 ближайших регионах, все изменится. Будет драка за землю! Я удивляюсь, что предприниматели еще не идут в сельское хозяйство», – прогнозирует развитие отрасли владелец сыроварни.
Истринская сыроварня неоднократно претендовала на правительственные гранты и субсидии. Финансовая помощь в Московской области по вводу земли по 13 тысяч рублей за гектар – отличный шанс начать свое дело. По его словам, даже без поддержки, продавая рапс на экспорт, можно окупиться за два года.
«Да, сельское хозяйство – это сложно, капиталоемко и рискованно! Но тут есть возможность заработать. А в Московской области еще и землю могут выделить под животноводство!», – заключает Олег Сирота.