Главный рок‑н‑рольщик российского кино: 10 лучших фильмов Алексея Балабанова
Фото - © Антон Денисов/РИА Новости
Ровно 10 лет назад из жизни ушел Алексей Балабанов, культовый режиссер, который сумел максимально точно запечатлеть российскую действительность в своих фильмах. За свою творческую карьеру Балабанов успел экранизировать модернистскую прозу, снять народный боевик, военную драму, жуткий хоррор и даже мелодраму. Киноязык Балабанова пришелся по душе как массовому зрителю, так и пытливым критикам. В материале РИАМО вспоминаем 10 важнейших картин мэтра.
1. «Счастливые дни»
Дебютным полнометражным фильмом Алексея Балабанова является экранизация модернистской прозы «Счастливые дни» ирландского писателя Сэмюэла Беккета, одного из основоположников драмы абсурда.
Перенести на экран сложное литературное произведение режиссеру отчасти помогла ленинградская школа кино с ее характерными черно-белыми или приглушенными цветами, мрачным освещением и пронизывающим чувством потерянности и отрешенности. Неотъемлемой частью этого стиля стал и сам город Санкт-Петербург, в котором одиноко бредет главный герой фильма – человек без имени, прошлого и друзей. Всем от него что-то нужно, а он всего лишь хочет найти место, где можно просто жить.
Картина, вышедшая в 2003 году, участвовала во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля и открыла дорогу Балабанову в мир большого кино.
Читайте также: Что известно про фильм «Вызов»: 10 интересных фактов о первой киноленте из космоса>>
2. «Брат»
Фото - © Сайт Кинопоиска
Закрепившись в мире кино благодаря модернистским экранизациям, Балабанов становится по-настоящему популярным после выхода «Брата» – возможно, самой спорной и противоречивой картины постсоветского кино.
Боевик про вернувшегося с Чеченской войны Данилу Багрова неожиданно стал всенародным хитом и вернул зрителей в кинотеатры. Одни сразу же влюбились в сурового, но справедливого героя, другие отвернулись от режиссера, увидев в картине лишь романтизацию насилия.
Персонаж Сергея Бодрова-младшего стал культовым и превратился в чуть ли не главного героя России: он был одновременно жестоким и романтичным, простым и по-своему мудрым, готовым идти на помощь любому, но в финале оставшимся в одиночестве.
Вспоминая «Брата», нельзя не упомянуть и одну из самых ярких черт режиссерского стиля Балабанова – рок-музыку. Песни культовых групп, вроде «Наутилус Помпилиус», звучат здесь не только за кадром, но и являются частью сюжета.
Читайте также: Мужское кино: что посмотреть в День защитника Отечества>>
3. «Про уродов и людей»
Фото - © Кадр из фильма «Про уродов и людей»
Самой яркой работой Балабанова в модернистском стиле считается лента «Про уродов и людей». Фильм вышел 1998 году, за пару лет до сиквела «Брата». Действие этой эстетической драмы, наполненной мизантропией, происходит в дореволюционной России. Загадочный порнограф Иоганн, владелец фотостудии, в подвальном помещении создает некий фотографический театр маркиза де Сада, где демоническим образом разрушает благополучие семей и превращает обычных людей в уродов.
Картина наполнена стилем эпохи Серебряного века с монохромной цветовой палитрой и уникальным предметным антуражем. Воплощают свое отрицательное обаяние в эксцентричных персонажах Виктор Сухоруков и Сергей Маковецкий – актеры, с которыми Балабанов будет сотрудничать еще долгие годы.
В глубине этой эстетской ретродрамы Балабанов исследует мир суровости кино, представляя его воплощением насилия и сексуализации.
Читайте также: Интеллигент советского кино: какими ролями запомнился Андрей Мягков>>
4. «Брат 2»
Сиквел о герое своего времени стал не менее популярным, чем первая часть. Но если «Брат» исследовал адаптацию ветерана Чеченской войны к мирной жизни, то продолжение превращает Данилу в настоящего народного мстителя, готового пересечь океан, чтобы добиться своей цели.
На этот раз Данила едет наводить порядок в Америку. В другой стране герой-одиночка не только стремится доказать «плохим парням» правду, но и пытается помочь людям разного социального положения. Многие охарактеризовали сиквел как лучший русский боевик.
Продолжая музыкальную тему первой части, фильм сопровождается композициями известных рок-групп, таких как «Сплин», «Би-2», Земфира, Чичерина, «Смысловые галлюцинации», «Танцы минус», «Маша и Медведи», «Агата Кристи» и другие.
Читайте также: 15 мировых шедевров кино, которые стоит посмотреть>>
5. «Война»
Фото - © Сайт Кинопоиска
После успеха «Братьев» Алексей Балабанов напрямую обращается к теме войны. Режиссер рассуждает о бессмысленности войны, а еще о судьбе, которая ждет молодых солдат, вернувшихся домой.
В новом фильме действие происходит в 2001 году во время Второй чеченской войны. Главный герой в исполнении Алексея Чадова словно перенимает эстафету у Данилы Багрова. Иван также не может приспособиться к мирной жизни и возвращается на войну, чтобы освободить английскую девушку Маргарет и русского капитана Медведева.
Впечатленный документальными фильмами о Чеченской войне Балабанов решил снять предельно реалистичную драму, поэтому в фильме играют настоящие чеченцы, солдаты, вертолетчики, разведчики-контрактники, а для съемок пленных, лежащих в яме, была вырыта настоящая яма, в которой по нескольку часов лежали актеры.
Помимо реалистичности, уникальности этой картине придает тот факт, что фильм рассказывает о событиях, которые происходили одновременно с выходом картины на большие экраны.
Читайте также: Главный офицер советского кино: чем запомнился Василий Лановой>>
6. «Жмурки»
Фото - © Кадр из фильма «Жмурки»
После трагедии, произошедшей со съемочной группой фильма «Река» (так и не был завершен), и гибели Сергея Бодрова Балабанов вернулся на экраны спустя три года с криминальной комедией «Жмурки». Режиссер впервые работал над фильмом не по собственному сценарию и в таком необычном для себя формате.
Эксцентрическая комедия о бандитах 90-х разворачивается в Нижнем Новгороде. Два мелких преступника, Серега и Саймон, работают на авторитета Сергея Михайловича, которого гротескно играет Никита Михалков. Получив важное поручение, парни проваливают дело и запускают цепочку кровавых событий.
В результате фильм иронично демонстрирует историю «братков», которые становятся бизнесменами и депутатами.
Читайте также: Кинозлодей и мастер эпиграмм – чем запомнился Валентин Гафт>>
7. «Мне не больно»
Фото - © Сайт Кинопоиска
После модерна, боевиков, военной драмы и гротескной комедии Балабанов пробует себя в мелодраме. До «Мне не больно» в фильмах режиссера девушки играли не столь важные роли и по большей части использовались для продвижения сюжета. Здесь же зрителю предлагается проникнуться романтической историей любви молодого дизайнера и содержанки на фоне удручающего Петербурга.
Во многом успех фильма обязан актерским талантам Ренаты Литвиновой и Александра Яценко, которые сыграли главные роли.
Читайте также: «Прощайте, дядь Мить»: самые яркие кинороли Сергея Юрского>>
8. «Груз 200»
Фото - © Сайт Кинопоиска
Триумфальным возвращением в мир прямолинейного и жестокого кино стал чуть ли не самый противоречивый фильм Балабанова «Груз 200». Кино, пронизанное безнадежностью, обнажает русскую хтонь и погружает зрителя в настоящий водоворот эмоций.
Как и большинство фильмов Балабанова, «Груз 200» трактуют по-разному. Кто-то видит здесь хоррор о милиционере-маньяке, другие – извращенную историю любви, третьи сравнивают главную героиню с молодой Россией, а кто-то отмечает лишь «чернуху», порочащую страну.
Несмотря на все противоречия, главное, что удалось в этом фильме Балабанову – вызвать сильнейшие эмоции и впечатления, которые отправляют зрителя в культурный нокаут.
Читайте также: Шесть киномюзиклов, которые стоит посмотреть>>
9. «Морфий»
Фото - © Сайт Кинопоиска
Этот фильм является экранизацией нереализованного сценария Сергея Бодрова-младшего по мотивам цикла Михаила Булгакова «Записки юного врача» и рассказа «Морфий». Эстетически безупречная драма рассказывает о враче, который спасает себя уколом морфия – сильного обезболивающего, вызывающего зависимость. Главный герой Поляков уверен, что пагубное пристрастие не может возникнуть у здравомыслящего человека, тем более у врача.
Картина, окутанная наркотическим дурманом и безумием, идеально сочетается с революционными событиями 1917 года, на фоне которых развивается действие.
Читайте также: Кинопутешествие в Волоколамск: где снимали «Войну и мир» и «Дальнобойщиков»>>
10. «Я тоже хочу»
Фото - © Сайт Кинопоиска
Последняя лента Балабанова – это прощание режиссера со зрителями и миром кино. В картине режиссер осмысливает проблему ухода человека из жизни. По сюжету пять человек отправляются на поиски мистической Колокольни, которая дарует избранным настоящее счастье (прямая отсылка к «Сталкеру» Андрея Тарковского). Однако поиски счастья – всего лишь предлог для размышления о том, что нас ждет после смерти.
В конце фильма появляется Балабанов в роли самого себя – умирающего, отчаявшегося и всеми забытого режиссера.
Читайте также: Как проходили съемки киносказок Александра Роу в Подмосковье>>