Центральный транспортный узел (ЦТУ): какие регионы РФ соединит и когда будет запущен

Центральный транспортный узел (ЦТУ): какие регионы РФ соединит и когда будет запущен
Акценты

В начале октября московские власти рассказали о развитии Центрального транспортного узла, который соединит регионы России и поможет сделать поездки более комфортными. В материале РИАМО собрали всю информацию о ЦТУ, о его инфраструктуре и о том, когда узел будет достроен.

Что такое Центральный транспортный узел

Предполагается, что Центральный транспортный узел с помощью скоростных электричек объединит Москву с соседними регионами. Уже сейчас почти 75% всех пригородных перевозок страны совершается именно по тем маршрутам, которые к 2030 году объединит ЦТУ. Сейчас задачей является сделать пригородные перевозки более совершенными и обеспечить пассажирам комфорт и высокий уровень транспортной мобильности. Планируется, что федеральная программа развития ЦТУ будет реализована правительством Москвы совместно с ОАО «Российские железные дороги».

Новая сеть скоростных электричек, по словам заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, станет импульсом для экономического роста как в столичном, так и в других регионах.

«Новый быстрый и комфортный транспорт повысит мобильность жителей, будет способствовать строительству нового жилья, росту деловой активности, расширению малого и среднего бизнеса. Будут созданы новые рабочие места как в столице, так и по всей стране», – отметил Лискутов.

МЦД – первый этап строительства ЦТУ

Первым этапом большого проекта ЦТУ стало создание Московских центральных диаметров (МЦД). Первая и вторая линии МЦД были запущены в 2019 году. МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» связала Одинцово и Лобню, а МЦД-2 «Курско-Рижский» позволила без пересадок доезжать из Нахабино до Подольска. Каждый день линиями пользуются в среднем 620 тысяч пассажиров.

Движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» было открыто в конце августа 2023 года, линия соединила Раменское и Зеленоград. Почти сразу в начале сентября 2023 года начала работу линия МЦД-4 «Калужско-Нижегородский», связавшая Апрелевку и Железнодорожный. Эти линии открыты, но будут дополнены еще несколькими станциями.

Планируется строительство пятого диаметра «Ярославско-Павелецкий», который соединит Пушкино, Щелково и Домодедово, в состав МЦД-5 войдут 39 станций. Для реализации этого проекта нужно строительство тоннеля в центре Москвы, который пройдет под Рижским вокзалом, сталинской высоткой около станции метро «Красные Ворота», парком «Зарядье» и Павелецким вокзалом. Предполагается, что этот маршрут станет самым востребованным среди москвичей и жителей Московской области.

Диаметры соединили столицу с городами Подмосковья и таким образом стали основой для будущего большого Центрального транспортного узла, который соединит столичный регион и ближайшие области.

Какие регионы соединит с Москвой Центральный транспортный узел

Вслед за улучшением транспортной доступности в Москве и области последует улучшение железнодорожного сообщения между столицей и областными центрами ближайших регионов. Проект планируется реализовать к 2030 году, и это поможет значительно сократить интервалы движения пригородных поездов и в целом обновить инфраструктуру. В регионах, которые соединяет ЦТУ, проживают более 31 миллиона человек. Планируется, что транспортное сообщение улучшится почти для четверти населения страны.

ЦТУ соединит 11 субъектов – Москву, Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Ивановскую, Костромскую, Смоленскую, Тульскую, Калужскую, Рязанскую и Тверскую области. Соответственно, новые электрички планируется запустить до Калуги, Твери, Тулы, Рязани, Ярославля, Смоленска, Ржева, Калязина, Костромы, Иванова и Новомосковска. При этом время ожидания электричек сократится до 20-30 минут. Сейчас интервал между электричками составляет от 45 минут до трех часов.

Инфраструктура Центрального транспортного узла

Власти Москвы рассказали, что в рамках проекта железнодорожная инфраструктура будет обновлена. На линиях ЦТУ планируется запустить поезда российского производства – такие как электропоезд «Ласточка», производство которого локализовано на территории России, и отечественная «Иволга».

На станциях будут обеспечены безбарьерная среда, хорошее освещение, понятная навигация, Wi-Fi, сооружения с навесами и погодными модулями, где пассажиры могут укрыться от осадков. Все это уже реализовано на первом этапе строительства московских диаметров.

Планируется реконструкция не только самих станций, но и строительство новой улично-дорожной сети, и создание дополнительных остановок и разворотных площадок для наземного транспорта. Благодаря ТПУ появятся новые маршруты до Калуги, Твери, Тулы, Рязани, Ярославля и других областных центров. Кроме того, реализация проекта, на примере работы МЦД, позволит разгрузить центральные вокзалы, а доступность общественного транспорта поможет снизить количество людей, которые пользуются личным транспортом.