«Слово пацана» и реальность: каковы уровень и динамика подростковой преступности в России

«Слово пацана» и реальность: каковы уровень и динамика подростковой преступности в России
Акценты
Сайт Кинопоиска

Фото - © Сайт Кинопоиска

Невероятная популярность сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», помимо прочего, заставила обратить внимание на проблему, о которой говорят нечасто – подростковую преступность в России. Как обстоят дела в этой сфере и есть ли улучшения со времен, показанных в сериале, читайте в материале РИАМО.

Какова динамика подростковой преступности в России

Сайт Кинопоиска

Фото - © Сайт Кинопоиска

В российской статистике под преступностью несовершеннолетних (она же – подростковая) признается совокупность преступлений, совершенных лицами, на момент совершения преступления достигшими возраста 14 лет, но не достигшими 18-ти.

В статье старшего научного сотрудника РАНХиГС Рамили Хасановой под названием «Динамика преступности несовершеннолетних в России», опубликованной в журнале «Экономическое развитие России» в ноябре 2019 года, приводятся статистические данные по данному виду преступности начиная с 1990 года, то есть еще с советских времен. Согласно этим данным (источники которых – Росстат и МВД), в 90-х наблюдался рост абсолютных показателей подростковой преступности: они достигли пика в 1993-94 годах, а затем, после небольшого падения, вернулись к пиковым значениям в 1999-ом.

После этого уровень преступности несовершеннолетних начал снижаться (правда, пережив новый, хотя и не такой значительный, как в 90-х, пик роста в 2004-05 годах). Начиная с 2006 года, этот уровень снижается уже стабильно: единственными исключениями стали 2013 и 2015 годы, когда наблюдался небольшой рост.

В целом абсолютные показатели подростковой преступности к 2018 году по сравнению с пиковыми значениями 1993 года упали в 4-5 раз.

Журнал «Экономическое развитие России», ноябрь 2019 года

Автор статьи отмечает, что за период с 1990 по 2018 годы снизилось не только общее количество преступлений несовершеннолетних, но и их удельный вес в общем количестве зарегистрированных преступлений – с 8,8% (162,7 тысячи) до 2,9% (43,5 тысячи).

«Это, без сомнения, положительный факт, так как преступность несовершеннолетних является основой рецидивной, взрослой преступности. Вместе с тем сокращение доли в общем числе преступлений не является гарантией того, что подростковая преступность стабильно снижается. Как известно, на динамику числа преступлений сильное влияние могут оказывать изменения возрастной структуры населения России, использование же абсолютных чисел при анализе долговременных тенденций может приводить к ошибкам», – предостерегает Хасанова.

Автор статьи также отмечает, что снижается и коэффициент преступности несовершеннолетних (количество преступлений на тысячу человек данной категории населения). В 2018 году он составил 7,62 случая, в то время как в 1995 году, на пиковом значении – почти 25 случаев. При этом, по словам Хасановой, темпы снижения этого показателя среди подростков опережают темпы снижения коэффициента преступности в целом.

Автор также отмечает снижение показателей криминологического рецидива среди подростков (то есть совершения преступлений ранее уже судимыми за преступления): с 2012 по 2018 доля рецидивистов от общего количества несовершеннолетних преступников сократилась с 61% до 39%.

Данные, приведенные в статье, подтверждаются судебной статистикой, с которой можно ознакомиться на официальном сайте Судебного департамента Верховного суда РФ (показатели по осужденным несовершеннолетним преступникам приведены там с 2003 года). Прогресс согласно судебной статистике впечатляет: с 2003 по 2022 годы количество приговоров снизилось аж в 6,8 раза (с 96 809 до 14 214). Неуклонно снижается и доля несовершеннолетних в общем числе осужденных: если в 2003 году она составляла 12,5%, то в 2022-м – 2,5% (единственные исключения наблюдались в 2007 и 2016 годах, когда происходил рост в 0,1%).

Подтверждает снижение уровня подростковой преступности и статистика Генеральной прокуратуры РФ. Так, с 2010 года по декабрь 2022-го количество предварительно расследованных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, сократилось в 2,5 раза (с 78 548 до 30 469), причем сокращение идет весьма последовательно. Правда, есть в этой бочке меда и ложка дегтя: количество особо тяжких преступлений, к совершению которых причастны подростки, практически не уменьшается. В 2010 году было предварительно расследовано 2 551 такое преступление, а за 11 месяцев 2022 года – 2 256 (причем рост по отношению к предыдущему году составил 22,5%). При этом ситуация по всем другим категориям преступлений заметно лучше.

Статистика Генеральной прокуратуры РФ

Фото - © Статистика Генеральной прокуратуры РФ

Статистика Генеральной прокуратуры РФ

Фото - © Статистика Генеральной прокуратуры РФ

Статистика Генеральной прокуратуры РФ

Фото - © Статистика Генеральной прокуратуры РФ

Статистика Генеральной прокуратуры РФ

Фото - © Статистика Генеральной прокуратуры РФ

Статистика Генеральной прокуратуры РФ

Фото - © Статистика Генеральной прокуратуры РФ

Какие именно преступления совершают несовершеннолетние в России

Сайт Кинопоиска

Фото - © Сайт Кинопоиска

Из 14 214 осужденных в 2022 году несовершеннолетних преступников почти половина (7 020) были осуждены за кражи. Другие «популярные» среди подростков преступления – угон автомобилей (1896), преступления, связанные с наркотиками (1478) и грабеж (1384). За убийство были осуждены 85 человек, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 388, за изнасилование – 96.

Эти виды преступлений наиболее «востребованы» и у взрослых. Однако есть и специфические «подростковые» статьи. Например, из 27 осужденных за организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) несовершеннолетних было 13. Кроме того, подростки составили 23% осужденных (27 из 119) по статье 242.1 УК («Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних»). Еще одной «подростковой» статьей – причем, в отличие от предыдущих, массовой – является 166-я («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). В 2022 году из осужденных любителей «покататься» подростками были 19% (1412 из 7448).

Какие регионы лидируют по подростковой преступности

Николай Корешков

Фото - © Николай Корешков/Краснознаменское Информагентство

Лидерами по количеству преступлений, совершенных при участии несовершеннолетних (общее количество по стране – 30 469), в 2022 году стали Свердловская (1 329), Кемеровская (1 255) и Челябинская (1 145) области. Остальные субъекты РФ не добрались до тысячи.

Для сравнения, в Москве таких преступлений было зафиксировано всего 392, в Московской области – 569, а в Санкт-Петербурге – 420.

Однако если взять количество преступлений подростков в конкретном субъекте РФ на 100 тысяч человек его населения, результаты будут совершенно иными. При этом на портале статистики Генпрокуратуры такая информация приводится только по состоянию на 2014 год и ранее. Но если разделить количество преступлений за 2022 год на среднюю численность населения региона на этот же год по данным Росстата, абсолютным лидером становится Карелия, где на 100 тысяч человек населения совершалось 108 преступлений с участием несовершеннолетних. В Туве этот показатель равняется 70, в Забайкальском крае – 64, в Еврейской автономной области и Коми – по 57, в Амурской области – 56. У лидеров по общему показателю результат на душу населения скромнее: в Кемеровской области – 49, в Челябинской – 34, в Свердловской – 31.

Почему несовершеннолетние совершают преступления

Пелагия Тихонова

Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО

По словам председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, причинами правонарушений несовершеннолетних являются социальная неустроенность, отсутствие занятости, досуга и родительского контроля, а также «низкий уровень нравственного сознания».

Кроме того, глава СК отметил риски, которые несет в себе деструктивный медиа- и интернет-контент.

«Например, анализ ряда нападений на образовательные учреждения показывает, что они имели "волновой характер" и были вызваны предшествующими эпизодами, широко освещаемыми в СМИ», – рассказывает Бастрыкин.

По мнению председателя СК, необходимо сосредоточить внимание на воспитании детей, формировании личности, мировоззрения, ценностных ориентиров.

В качестве нового источника угроз Бастрыкин называет вовлечение спецслужбами недружественных стран несовершеннолетних в террористическую, экстремистскую и иную противоправную деятельность в связи с событиями на Украине.

«В группах риска здесь дети, проживающие в приграничных с Украиной регионах, дети, чьи близкие родственники проживают на территории Украины и других недружественных стран либо покинули территорию России в период проведения специальной военной операции, дети, чьи близкие родственники проходят воинскую службу, а также лица, ставшие жертвами шантажа и угроз через интернет», – отмечает глава СК.

По мнению частного юриста Эдуарда Чубурова, дети и подростки решаются на преступления как в связи с неблагополучной обстановкой в семье, так и в случае неблагополучной среды вокруг ребенка.

«Под неблагополучной обстановкой может пониматься всякое: родители с алкогольной или другими зависимостями, физическое или психологическое насилие в семье, отсутствие доверительных отношений», – поясняет эксперт.

Помимо преступлений против собственности, составляющих порядка 80% преступлений несовершеннолетних, и преступлений против жизни и здоровья, на которые приходится еще 10% («физическое насилие в отношении одноклассников, избиение других детей и тому подобное»), юрист отмечает заметную долю преступлений против порядка управления – например, посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Чубуров говорит, что зачастую это происходит в состоянии алкогольного опьянения.

Тем временем в статье Рамили Хасановой отмечается, что коэффициент преступности несовершеннолетних в состоянии алкогольного опьянения демонстрирует устойчивое снижение. С 2012 по 2017 годы он снизился на 36%: со 149,8 случая на 100 тысяч подростков до 96,4 случая. При этом, однако, растет коэффициент преступности несовершеннолетних в состоянии наркотического опьянения. С 2012 по 2017 годы он повысился на 32%: с 4,7 случая на 100 тысяч подростков до 6,2 случая.