Шесть ярких ролей Алексея Баталова

Шесть ярких ролей Алексея Баталова
Акценты

Народный артист СССР, всеми любимый актер Алексей Баталов ушел из жизни 15 июня. За свою актерскую карьеру он снялся более чем в 40 фильмах. Какими бы разными ни были сыгранные им характеры, всех его персонажей объединяло внутреннее благородство и интеллигентность. РИАМО вспомнило яркие эпизоды его кинобиографии.

Среди ролей А. Баталова не было проходных: «Живой труп» В. Венгерова по одноименной пьесе Л. Толстого (1969); «Бег» А. Алова и В. Наумова по мотивам произведений М. Булгакова (1971); «Чисто английское убийство» С. Самсонова (1974); «Звезда пленительного счастья» В. Мотыля (1975); «Сгореть, чтобы светить» Н. Чернева (Болгария, 1975); «Москва слезам не верит» В. Меньшова (1979); «Скорость» В. Светозарова (1983), «Зонтик для новобрачных» (1986), а также «Дело Румянцева» (1955), «Летят журавли» (1957), «Дама с собачкой» (1960), – эти картины воскрешают теплые воспоминания у зрителей разных поколений, убеждают в значительности, неординарности творческой биографии актера.

Последней актерской работой, в которой Алексей Баталов снялся как актер - это фильм «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя» (2006).

Три Толстяка (1966)

Несмотря на то, что у Баталова есть более яркие роли, его канатаходец Тибул запомнился зрителям именно тем, о чем по окончании работы над фильмом говорил актер – торжеством добра над злом. Он смог сыграть в детской сказке так, как будто говорит с детьми, как со взрослыми людьми.

В фильме «Три Толстяка» по сказке Олеши актер выступил и в роли режиссера. Это не случайно. Баталов мечтал поставить «Трех толстяков» еще на сцене МХАТа, где работал. Но не получилось - по идеологическим соображениям. По его словам, произведение является карикатурой на революцию, а образы трех толстяков списаны с «буржуев из Кремля». После того, как ему удалось экранизировать задуманное, он вспоминал: «Делать фильмы для ребят – большая ответственность. Это внутренне очень дорогая для меня работа. А для детей важно видеть, что, несмотря на все трудности, на видимую слабость, добро все-таки празднует победу.

Когда пройдет прощание с актером Алексеем Баталовым>>

Летят журавли (1957)

Особенным событием в истории советского кинематографа стал лирический фильм о судьбе людей на войне «Летят журавли», в котором Баталов сыграл одну из главных ролей – Бориса, добровольцем ушедшего на фронт. На эту роль он был утвержден без проб. Позже актер скромно выдвинул предположение, что режиссер картины Михаил Калатозов пригласил его лишь потому, что он органично смотрелся рядом с актрисой Самойловой. Дуэт действительно получился одним из самых запоминающихся в советском кинематографе.

Фильм «Летят журавли» получил приз на Каннском фестивале. Фильм посмотрели в Америке, Франции, Англии. Артисты, сыгравшие главных героев, прославились на весь мир.

Баталов просил похоронить его рядом с родственниками>>

Дама с собачкой (1960)

Поистине судьбоносной для молодого актера стала встреча с режиссером Иосифом Хейфицем. У него он снялся в 5 картинах: «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Особое место среди этих работ принадлежит, безусловно, фильму «Дама с собачкой» по одноименному рассказу А.П. Чехова.

Роль Гурова была возрастной и, что самое главное, требовала преодоления привычного восприятия актера как положительного героя - современника.

Банальную историю романа Дмитрия Гурова, отдыхающего в Ялте и встречающего героиню Ии Савиной, Баталов смог передать с присущим ему внутренним благородством. Увидеть необычное в заурядном по сути человеке. В этой роли ему удалось блестяще передать замысел Чехова.

Он очень хотел сыграть эту роль, и чтобы убедить режиссера в своей «профпригодности», ему пришлось отпустить бороду, начать сутулиться, а чтобы походка казалась солиднее, он придумал носить обувь большего размера.

«Желание всеми сторонами склеиться с моим персонажем было закономерным актерским желанием», - вспоминал он.

За роль в этом фильме Баталов стал лауреатом национальной премии «Юсси» в Финляндии как лучший иностранный актер.

Чисто английское убийство (1974)

В этой детективной истории актер сыграл самую важную по сути роль, при этом оставаясь в тени других персонажей. Именно скромный и тихий ученый доктор Ботвинг распутывает историю убийства, которое могло произойти только среди английских лордов. Роли тихих и скромных персонажей актеру удавалась исполнять также ярко, как и выдающихся исторических личностей.

Звезда пленительного счастья (1975)

В истории о декабристах и героическом выборе их женщин актер великолепно сыграл роль Сергея Трубецкого – потомственного дворянина, запутавшегося в поисках своего идеала, благородно принимающего удары судьбы.

Один из руководителей Северного общества, герой войны 1812 года князь Трубецкой, не явился на Сенатскую площадь, отчего прослыл предателем в глазах своих товарищей и изменником в глазах императора. Возможно, никто, кроме Баталова, не смог бы раскрыть этот образ - офицера, лидера восстания и одновременно любящего мужа, который мучается из-за того, что для семьи его выбор оборачивается трагедией.

Москва слезам не верит (1979)

Изначально в числе претендентов на роль Георгия Ивановича – слесаря из НИИ, с которым героиня случайно знакомится в электричке, были такие звезды, как Тихонов и Соломин. Владимир Меньшов и сам подумывал сыграть Гошу. Однако отказался от этой мысли, случайно увидев картину «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым. Актер же сначала отверг предложение Меньшова, но уже спустя два дня передумал. Его взяли в мелодраму, не обратив внимания на то, что он был существенно старше своего персонажа.

Зрителям он особенно симпатичен. Не говоря уже о героине Алентовой – директоре крупного предприятия, которая влюбляется в него, не зная ничего ни о его профессии, ни о том, где он живет, ни даже его фамилии. Катя Тихомирова знает только, что он Гоша, он же Гога, он же Георгий Иванович.

Баталов в этой роли смог покорить сердца советских женщин одним только проницательным замечанием в ответ на усталый взгляд Екатерины о том, что сам очень не любит нечищеную обувь.