Рынок электрокаров в России: поддержка государства и перспективы развития

Рынок электрокаров в России: поддержка государства и перспективы развития
Акценты

В России в 2023 году планируют произвести 18 тысяч электрокаров, в 2024 году их число должно вырасти до 36 тысяч. В 2022 году было изготовлено около двух тысяч электромобилей, таким образом, производство планируется увеличить в девять раз. Об этом сообщается на сайте Правительства Российской Федерации. О перспективах развития рынка электрокаров в России, состоянии инфраструктуры и поддержке государства, читайте в материале РИАМО.

Поддержка государства

Развитие электротранспорта и инфраструктуры решается на государственном уровне. И эксперты, и чиновники, и представители автопрома сходятся во мнении, что развитие электротранспорта стало мировым трендом. В связи с этим в Правительстве Российской Федерации разработана стратегическая инициатива социально-экономического развития «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» и Концепция развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года. Инициатива реализуется в три этапа.

«Первый этап начался уже в прошлом году – это запуск рынка, где основной акцент связан с развитой инфраструктурой рынка. Речь идет о быстрых зарядных станциях, а также создании регуляторики, которая позволяет комфортно использовать автомобильный транспорт, прежде всего потребителю, и одновременно снизить риски и поддержать доходность для производителей», – сообщил первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов.

На втором этапе планируется наращивать спрос и больше загружать производства, а на третьем будет осуществлена локализация производств. Таким образом в Правительстве планируют увеличить выпуск электрокаров в 9 раз, то есть примерно до 18 тысяч штук в год, и в 2024 году – до 36 тысяч электроавтомобилей в год.

По данным Правительства уже в 2022 году в рамках инициативы было создано 439 быстрых зарядных станций в 12 пилотных регионах. В этом году получать субсидии на ввод в действие быстрых зарядных станций будут уже 34 пилотных регионах.

«К 2024 году количество зарядных станций в России только в рамках инициативы должно составить порядка 3 тысяч штук», – добавил Белоусов.

Инженер ЦК НТИ «Мобильные накопители энергии» Института Электродвижения МФТИ Дмитрий Пелегов считает, что рынок электрокаров в России развивается и развивается в правильном направлении.

«Сейчас главное правильно выстроить всю цепочку и уметь быстро реагировать на изменения рынка. Хорошим примером является КАМАЗ, который стал крупнейшим производителем электробусов», – говорит эксперт.

Как производят электротранспорт в России

Автоэксперт Петр Баканов рассказывает, что в России на сегодняшний день в легковом сегменте электротранспорта присутствуют в основном автомобили из Китая, которые собираются у нас методом крупноузловой сборки. По этой технологии на место сборки с завода-изготовителя поставляются полностью готовые к сборке комплектующие, часто уже в виде крупных узлов. Машинокомплект состоит из отдельных агрегатов, узлов и деталей для одной сборочной единицы техники. Такая сборка является самой простой технологией и на начальном этапе используется почти всеми сборочными производствами.

«Полноценного производства электроавтомобиля «с нуля», кроме электробусов, у нас нет. Есть отдельные потоки частных компаний, есть планы производить Ladae-Largus на мощностях АвтоВАЗа, но их еще не выпускают. «Москвич 3е» - это пока еще тоже крупноузловая сборка. В этом нет ничего страшного, это абсолютно нормально и для мирового автопрома. Но наш технологический суверенитет, большая локализация позволят удешевить производство и сделать отечественные электрокары доступнее», – рассказывает Баканов.

Он добавляет, что, например, тяговые батареи, которые сейчас являются импортными, могут на 70% стать российскими только в 2027 году. Весь процесс импортозамещения идет постепенно.

Есть ли спрос на электромобили среди россиян

По словам заместителя министра экономического развития Максима Колесникова только в ноябре и декабре 2022 года недельный рост продаж электромобилей превышал 180 штук. В то время как в 2021 году в среднем регистрировалось 25 электромобилей в неделю.

«На сегодняшний день в России уже зарегистрировано 24,5 тысяч электромобилей. А если говорить о зарядной инфраструктуре, то в России уже работает более 7,5 тыс. зарядных устройств и задействовано 35 операторов ЭЗС», – отметил замминистра.

Автоэксперт Петр Баканов считает, что электромобиль в России пока еще является довольно дорогим транспортом, в лучшем случае за новый электрокар придется заплатить 2,5 млн рублей.

«Число проданных машин растет, это факт. В 2022 году было продано 3 тысячи электромобилей, прогнозы на 2023 год и вовсе 10-15 тысяч машин. Но время покажет. Пока для рядового россиянина электрокар – дорогая покупка. Думаю, приобретать электроавтомобили будут таксопарки, каршеринговые компании, организации, но в общей картине это не будет отражать реальную покупательскую способность россиян», – говорит эксперт.

Он добавляет, что основной вопрос заключается в том, кто будет производить комплектующие и по какой цене.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, отмечает, что в России масштабный выпуск электрокаров начался в 2022 году и пока их доля на рынке незначительна – менее 0,5%.

«Правительство РФ планирует нарастить выпуск электрокаров силами таких автоконцернов, как Evolute, «Москвич», Автотор, «Электромобили Мануфэкчуринг Рус», АвтоВАЗ и Группа ГАЗ. Текущие объемы производства и конкуренция между автоконцернами позволит сформировать доступное цены на электрокары, что простимулирует спрос на них среди россиян», – говорит эксперт.

Он уточняет, что по последним опросам, около 40% граждан РФ хотели бы пересесть на электромобили, однако их дефицит на авторынке и высокая стоимость препятствовали этому долгие годы.

«В дальнейшем рост спроса на электрокары отразится на продажах новых авто. Однако резкой смены потребительских предпочтений в 2023 году не будет. Спрос на электрокары будет расти постепенно, в течении 5-10 лет. Сейчас электромобили больше всего используются в Москве, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке. Тем не менее, прогнозировать высокий спрос в этом сегменте пока рано», – уточняет Тузов.

Спрос планирует стимулировать Правительство, с помощью льготного автокредитования для частных лиц и льготного автолизинг для юридических. В соответствии с этими программами покупателю предоставляется скидка в размере 25% при покупке в кредит или лизинг отечественного электрокара. Также в ряде регионов действуют такие меры, как бесплатная парковка и отсутствие транспортного налога.

Развитие инфраструктуры

Поддержка производства отечественных электрокаров невозможна без развития инфраструктуры. Этому вопросу тоже уделяется много внимания. Так, первый заместитель Министра энергетики Павел Сорокин отметил, что сейчас Минэнерго совместно с Минэкономразвития вводят в эксплуатацию еще 872 электрозаправки в 39 регионах.

А производитель электромобилей Evolute «Моторинвест»выступил с предложением зафиксировать стоимость электроэнергии для зарядки электротранспорта на уровне восьми рублей за 1 киловатт-час и выступила за введение обязательной квоты на электромобили в 10% от закупок машин в парки такси и каршеринга.

Петр Баканов добавляет, что инфраструктура развивается, особенно хорошо прогресс заметен в мегаполисах.

«Пока инфраструктура является еще одним тормозящим фактором при покупке автомобиля. Не так много зарядных станций, как хотелось бы. Но процессы развиваются параллельно, думаю, при увеличении количества электромобилей на дорогах, инфраструктура будет развиваться активнее», – говорит эксперт.

Перспективы развития

Согласно обновленной стратегии развития автомобильной промышленности страны до 2035 года, к 2030 году доля электрокаров будет составлять до 15% российского авторынка, то есть почти каждый седьмой автомобиль в России будет электрическим.

Эксперт Петр Баканов говорит, что изменения на автомобильном рынке происходят на наших глазах.

«В ближайшие 10-20 лет, конечно, электрокары полностью не вытеснят автомобили с двигателем внутреннего сгорания, но тенденции к замещению уже есть. Все зависит от технологического прогресса, в том числе и в нашей стране. Будут ли батареи достаточно емкими, сможем ли мы их быстрее заряжать, сколько будет зарядных станций – от всего этого зависит, насколько быстро электромобили станут нашим настоящим», – говорит эксперт.

Об увеличении доли электрокаров на рынке говорит и декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин.

«Безусловно электрический транспорт является неотъемлемой частью “умной” городской инфраструктуры, в которой изначально значительное внимание уделяется повышенным нормам экологичности. Очевидно, что сегмент EV-транспорта будет расти как глобально, так и локально, при этом успехи производителей будут зависеть от того комплекса мер государственной поддержки, который будет направлен на развитие этого сегмента производства автомобилей в цифровой экономике», - уточняет эксперт.

Он добавляет, что достигнуть объема сегмента электрического транспорта в несколько процентов от общего количества транспорта в горизонте 2030 года, будет большим успехом российских производителей, если говорить о развитии собственного производства.

Дмитрий Пелегов уточняет, что важно не забывать и про коммерческий транспорт.

«Те же мусоровозы и муниципальная техника они могут и должны быть электрическими. Сейчас рост есть хороший, важно, чтобы и в дальнейшем и правительство и производители могли быстро реагировать на изменения рынка и продолжать обеспечивать рост», – говорит эксперт.