Платежи без доллара: сможет ли БРИКС отказаться от валюты США в обозримом будущем

Платежи без доллара: сможет ли БРИКС отказаться от валюты США в обозримом будущем
Акценты

30 марта стало известно, что Бразилия и Китай заключили соглашение об использовании юаня в торговых операциях и объявили о создании совместной клиринговой палаты. Теперь страны смогут проводить трансграничные операции напрямую, без необходимости конвертировать свои валюты в доллары США. В беседе с РИАМО экономисты оценили вероятность отказа БРИКС от американской валюты в обозримой перспективе.

Доллар ослабевает, но медленно

По словам доцента департамента мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Валерии Минчичовой, нынешнее стремление к многополярности в финансовой сфере – это желание многих стран оградить себя от риска распространения локальных экономических кризисов на весь мир, что является одним из негативных трендов глобализации.

«Так произошло в 2008 году, когда "пузыри" американской финансовой системы эхом отразились во всех экономиках мира, так как все они так или иначе были связаны с долларом: в резервах, инвестициях, законтрактованных поставках и прочих формах», – поясняет экономист.

Она подчеркивает, что любая национальная валюта должна быть обеспечена каким-либо активом для собственной устойчивости и свободной конвертируемости.

«В прошлом это были золотые и серебряные резервы, сейчас это скорее ВВП государства, то есть реальные товары и услуги, производимые в стране-эмитенте. И если объем эмитированной валюты, как в случае с долларом, не подкреплен ВВП, то вероятность кризиса этой валюты, ее обесценения велика», – считает эксперт.

Тезис об усиливающейся дедолларизации мировой экономики Минчичова подтверждает данными об изменении структуры международных резервов: если в 2002 году доля доллара США составляла 72%, а в 2015 году – 65,8%, то в 2022 году она уменьшилась до 59,8%. Доля же других валют, включая китайский юань, неуклонно растет, отмечает экономист.

При этом процесс дедолларизации идет медленно. Директор управления продаж и клиентского обслуживания инвестиционной компании Fontvielle Руслан Спинка объясняет это тем, что доллар удобен для расчетов стоимости не только валюты, но и энергоресурсов, другого сырья, недвижимости, техники, товаров массового спроса.

Читайте также: Вечный доллар: на чем основана гегемония американской валюты и есть ли ей альтернативы>>

Единая валюта БРИКС: утопия или ближайшее будущее

Разговоры о создании единой валюты БРИКС идут уже несколько лет. Товарооборот между странами, входящими в объединение, с каждым годом растет, равно как и суммарный уровень потребления. Очевидна тенденция к расширению союза: летом 2022 года заявки на вступление в БРИКС подали Аргентина и Иран.

Отказ от торговли в долларах внутри союза особенно выгоден России и Ирану, экономики которых находятся под санкциями Запада, отмечает Валерия Минчичова. Однако создание единой валюты для БРИКС экономист считает нереализуемым сценарием.

«Если брать в пример Европу, то она переходила на единую валюту более трех десятков лет, имея уже согласованную макроэкономическую, налоговую, таможенную политику и, самое главное, единую территорию, единое экономическое пространство. Государства же БРИКС мало того что разбросаны по разным континентам, они относятся к абсолютно разным экономическим системам с разными традициями, деловой культурой и законодательными рамками», – аргументирует свою позицию эксперт.

Вариант же с корзиной валют или «синтетической» валютой наподобие СДР – искусственного резервного и платежного средства, эмитируемого Международным валютным фондом и имеющего безналичную форму в виде записей на банковских счетах – экономист считает гораздо более реализуемой альтернативой доллару в рамках БРИКС, чем единая валюта.

Другой эксперт, руководитель программы «Цифровая экономика» Института мировой экономики и бизнеса РУДН Софья Главина утверждает, что серьезным препятствием к созданию единой валюты для БРИКС станет вопрос о ее стране-эмитенте: вряд ли какое-либо государство согласится, чтобы эмиссионный центр общей валюты находился на территории другой страны.

«К тому же страны объединения не имеют единой, согласованной позиции по отношению к доллару: Бразилия и Россия стремятся уйти от расчетов в американской валюте, а у Индии и Китая таких целей нет. Более того, Китай, как наиболее развитая страна в группировке, будет лоббировать свои интересы и свою валюту для расчетов и создать любую другую на всем пространстве союза не позволит», – уверен аналитик.

Читайте также: Будущее мировой финансовой системы: прогноз швейцарского банка Сredit Suisse>>

Юань – оптимальная альтернатива доллару для БРИКС

Представитель инвестиционной компании Fontvielle Руслан Спинка считает, что самой оптимальной альтернативой доллару для БРИКС мог бы стать юань. А поскольку суммарно на страны этого объединения приходится около трети мирового ВВП, то в случае их перехода к китайской валюте вместо доллара во внешнеторговой деятельности юань значительно усилит свои позиции на мировом валютном рынке, поэтому КНР всячески поддержит такое решение, полагает финансист.

«Вариант с усилением позиций юаня более вероятен, чем создание наднациональной валюты. Даже в случае достижения консенсуса по вопросу ее создания, что уже представляется затруднительным, запустить в обращение новую валюту – процесс небыстрый. Достаточно вспомнить историю появления евро, чтобы это понять. Сразу возникают вопросы формирования кросс-курса и регуляторики», – отмечает эксперт.

В обозримом будущем Руслан Спинка прогнозирует рост расчетов в национальных валютах и активизацию усилий Китая по увеличению транзакций в юанях.

Читайте также: Юань – не панацея: почему российской экономике не стоит замыкаться на китайскую валюту>>

Транснациональные цифровые проекты

Многие страны собираются запустить в обращение цифровые аналоги своих национальных валют.

В мае 2020 года Китай начал тестировать цифровой юань. Реализовав пилотный проект, страна стала флагманом цифровой гонки. Чтобы укрепить свою валюту на международном уровне, Народный банк Китая запустил систему трансграничных банковских платежей CIPS, которая позволит иностранным инвесторам получить прямой доступ к своим облигациям и повысит спрос на китайскую валюту как на резервную.

Сейчас Китай совместно с Гонконгом, Таиландом и ОАЭ разрабатывает систему цифровых трансграничных платежей (mCBDC), чтобы уменьшить зависимость от американской SWIFT.

Есть также примеры запуска цифровых валют центральными банками для межнационального пользования. Экономист Софья Главина рассказала о проекте Aber, реализуемом Валютным управлением Саудовской Аравии (SAMA) и Центральным банком ОАЭ (CBUAE).

«Первые шаги к реализации проекта были предприняты в 2019 году. Основная цель – повышение эффективности межбанковских и трансграничных платежей, а также взаимосвязь между саудовским риалом и эмиратским дирхамом. В рамках проекта была создана цифровая валюта ABR, привязанная к доллару США. Проще говоря, ABR эффективно управляет обменными курсами риала, дирхама и доллара между собой», – рассказала экономист.

По ее словам, Aber признан жизнеспособной и перспективной новацией для транснациональных расчетов.

Также Главина упомянула проект mBridge, инициированный Валютным управлением Гонконга и центральным банком Таиланда в 2020 году. Его целью является разработка технологии для облегчения трансграничных обменных платежей в режиме реального времени. Позднее к проекту присоединились Центр инноваций Банка международных расчетов (BISIH), Институт цифровых валют Народного банка Китая и Центральный банк Объединенных Арабских Эмиратов (CBUAE).

Читайте также: Коллапс финансовой системы США возможен в самое ближайшее время: мнение финансиста>>