Метро 2020: какими будут новые поезда столичной подземки
Московский метрополитен до 2020 года прирастет еще десятками станций – только в этом году планируется открыть новый участок желтой ветки и запустить Кожуховскую линию, а за следующие два – почти достроить БКЛ. К этому времени должны появиться и поезда нового поколения – проект уже получил условное название «2020». Что ждет пассажиров, и чего сейчас не хватает составам столичной подземки, читайте в материале РИАМО.
Двери – шире, поручни – удобнее
Разработкой нового типа поезда метро под условным названием «2020» занимаются специалисты столичного Департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры совместно с профессиональным сообществом.
Некоторые задумки инженеров уже раскрыты. Чем будут новые поезда принципиально отличаться от нынешних, рассказал заммэра Москвы Максим Ликсутов.
«Цель, которую мы преследуем – это не просто обновить дизайн, интерьер, какие-то цветовые решения», – отметил он.
По его словам, большое внимание будет уделено технической составляющей. Так, в вагонах увеличат ширину дверей, сделают удобнее сам салон и сиденья, а также систему поручней, чтобы пассажиром было удобнее держаться за них.
Таким образом, поезда «2020» станут более комфортными для пассажиров, в том числе для маломобильных групп граждан.
Кроме того, в новых поездах предусмотрено больше зарядок для мобильных телефонов, более удобная интерактивная система и мультимедиа-система внутри салона, добавил Ликсутов.
Разработчики думают и о санитарной безопасности и хотят установить дополнительные лампы для обеззараживания салона и больше воздушных фильтров.
При этом точное время запуска в эксплуатацию новых составов пока не определено.
Схема Большой кольцевой линии (БКЛ) метро Москвы>>
Жажда воздуха
Опрошенные РИАМО эксперты согласны в том, что одна из главных проблем, которую предстоит решить инженерам в новых поездах, это качественное кондиционирование.
«Сейчас кондиционеры в вагонах или не работают вообще, или работают не так, как должны,» – говорит координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По словам эксперта, сейчас в составах столичного метрополитена либо холодно, либо жарко. Причем это касается не только «промежуточных» серий, но и новых поездов.
По мнению Шкуматова, столичному метро вообще пора уходить от кондиционирования в вагонах и брать на вооружение климат-контроль. При нем в салонах вагонов круглый год поддерживается оптимальная для пассажиров температура. Эксперт надеется, что долго ждать появления этого новшества москвичам не придется.
«Свежего воздуха людям в московском метро действительно не хватает. Именно вопрос с кондиционированием в вагонах нужно решать в первую очередь», – подтвердил председатель межрегиональной общественной организации Союз пассажиров Кирилл Янков.
Еще тише
Еще одна хроническая проблема столичного метро – это шум в вагонах. Пассажиры жили с ним много лет, и наконец, 1,5 года эта проблема начала решаться благодаря запуску новейших поездов «Москва».
«Попробовав новые вагоны, пассажиры поняли, что старые составы – шумные. Начались жалобы. Вообще шум – дело привычки», – отмечает Янков.
Тем не менее, люди уже привыкают к хорошему, и уровень шума в перспективных поездах «2020», конечно, нужно снижать дальше, констатирует он.
При этом, как объясняет Шкуматов, во многих вагонах столичной подземки шумно не только из-за плохой шумоизоляции, но и из-за большого веса вагонов.
«Чтобы уровень шума в вагонах был ниже, их нужно изготавливать из более легких, современных материалов», – говорит эксперт.
«Второе метро»: как будут работать Московские центральные диаметры>>
Стоя, как в Китае?
Создавая новые поезда, разработчики ограничены факторами, которые обеспечивают максимальную пропускную способность метро. Уже сегодня в составах московского метрополитена максимальное количество вагонов – восемь, а интервалы движения минимальные – всего 90 секунд.
«Сейчас на столичное метро в часы пик ложится колоссальная нагрузка, при этом пускать составы чаще нельзя – они и так идут с минимальным интервалом. Значит, выход из ситуации – увеличить вместимость поездов», – говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко.
Один из шагов в этом направлении – сквозной проход, который уже реализован в поездах «Москва». Благодаря этому в каждом сочленении между вагонами теперь могут дополнительно расположиться несколько человек.
При этом Трофименко предлагает сэкономить место в вагоне благодаря более компактному размещению сидений. По его мнению, можно было бы дополнительно проработать вопрос с балансом между сидячими и стоячими местами.
«Конечно, не нужно идти по пути Китая, где абсолютно все места в вагонах стоячие. Но сиденья, наверное, можно было бы расположить компактнее», – рассуждает Трофименко.
В свою очередь, глава Союза пассажиров отмечает, что опцию сквозного прохода необходимо сохранить и в новых поездах. По словам эксперта, то, что инженеры планируют в составах «2020» увеличивать ширину дверей – тоже очень верный шаг. Благодаря этому пассажиры смогут быстрее выходить и входить в поезда.
Как выглядит ночное метро: где «спят» поезда и куда «переехал» вагон‑бар>>
Загрузка на пределе
Из-за того, что сейчас вагоны метро в Москве конструируют под максимальную вместимость пассажиров, ждать, что туда добавят какое-то новое оборудование, вряд ли приходится, считают эксперты.
«Если сравнивать с МЦК, можно было бы подумать и о багажных полках, и о креплениях для какого-то легкого транспорта вроде самокатов (велосипеды в метро запрещены). Но все это будет возможно только тогда, когда, со вводом новых станций и развитием транспортной инфраструктуры Москвы в целом, на столичный сабвей несколько снизится нагрузка», - ожидает Кирилл Янков.
В то же время, IT-опции, которые уже есть в поездах метро, включая телеэкраны, Wi-Fi и зарядки для гаджетов, необходимо сохранять и развивать: благодаря всему этому поездки в метро становятся более полезными.
Константин Трофименко предположил, что в перспективе в вагоны метро могут прийти и технологии дополненной реальности, но пока говорить об этом преждевременно.
Как сообщил заммэра Москвы Марат Хуснуллин, в ближайшие пять лет планируется сдать около 135 километров линий метро, 58 станций и шесть электродепо для обслуживания поездов. За это время планируется завершить самый масштабный в мире проект по строительству метро – строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) протяженностью почти 70 километров с более чем 30 станциями, а также открыть новые участки Калининско-Солнцевской и Люблинско-Дмитровской линий, Кожуховскую линию, новые станции Замоскворецкой линии и ряде других.