«Лучшие истребители»: как Су‑35 помогают военно‑космическим силам России проводить СВО на Украине
В конце апреля бывший командующий 16-й воздушной армией Валерий Ретунский рассказал о том, что российская авиация и беспилотники приносят большие проблемы Вооруженным силам Украины (ВСУ). В частности, украинским силам очень сложно противостоять российским бомбардировщикам, которые прикрывают Су-35 — российские многоцелевые сверхманевренные истребители. Подробности о том, как эти машины, которые считаются лучшими в своем классе, помогают проводить специальную военную операцию (СВО) на Украине, читайте в материале РИАМО.
Характеристики Су-35: полеты на трансзвуковых скоростях и дальнобойные ракеты
Су-35 — российский многоцелевой сверхманевренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++, разработанный опытно-конструкторским бюро (ОКБ) Сухого в 2008 году. Он является модификацией истребителя Су-27, модернизация которого коснулась как бортового оборудования, так и планера. Истребители Су-35 оснащены более мощными радиолокационными станциями, а также расширенным арсеналом управляемых средств поражения — в том числе дальнобойными ракетами, которые наводятся на цель при помощи радиолокатора.
Су-35 способен выполнять длительный полет на трансзвуковых скоростях без включения форсажа благодаря замене двигателей. Любопытно, что инновационные серийные двигатели «АЛ-41Ф-1С» для этих истребителей в декабре 2014 года были представлены в подмосковном Лыткарине. Разработка двигателя велась в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени Люльки.
Вес двигателя в простой модификации составляет 1604 килограмма, а его тяга достигла отметки в 14500 килограмм-сила, что на две тысячи больше предыдущей модели — «АЛ-31ФП».
«Двигатели, которые ранее устанавливались на современные самолеты, являлись советскими образцами и были разработаны в конце восьмидесятых годов. Модель «АЛ-41Ф-1С» — настоящий прорыв в авиации России», — отмечал тогда начальник экспериментально-исследовательского отдела ОАО ЛМЗ — филиала ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» Валерий Кузин.
Боевое применение истребителя Су-35
Сегодня Су-35 — один из основных истребителей Воздушно-космических сил (ВКС) России, являющийся своего рода переходным звеном между истребителями Су-27 и Су-57. Серийные машины для ВКС носят название Су-35С. Их поставляет Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) — об одной из таких поставок сообщалось в декабре минувшего года.
Авиационное предприятие ОАК расположено в Комсомольске-на-Амуре. Су-35С прошли полный цикл как наземных, так и летных испытаний, а затем перебазировались к месту несения службы с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Гагарина (КнААЗа). Причем Су-35 востребованы не только в ВКС России, но и за рубежом. В частности, 15 января член комиссии по национальной безопасности и внешней политике Меджлиса (парламента — прим. РИАМО) Ирана Шахрияр Хейдари заявил, что страна ожидает поставку истребителей Су-35 весной 2023 года. Ранее эти машины Тегеран заказал у России.
Между тем после 24 февраля 2022 года истребители Су-35 стали широко применяться ВКС России в зоне специальной военной операции (СВО). 20 марта 2022 года, спустя месяц после начала СВО, Минобороны РФ опубликовало видео о боевом применении этих машин — в том числе с кадрами ночных вылетов. В ходе полета российские летчики-истребители обнаружили и перехватили воздушные цели, а также уничтожили средства противовоздушной обороны Вооруженных сил Украины (ВСУ).
Одним из тех, кто летает на Су-35, стал майор Виктор Дудин — первый летчик, получивший звание героя России за мужество и героизм при выполнении задач по освобождению Донбасса. Свою первую цель он поразил уже в первый день СВО.
«Я летаю на Су-35 — это современный и совершенный истребитель, который превосходит все зарубежные аналоги», — отметил Дудин.
Как себя показали Су-35 на СВО
В зоне СВО истребители Су-35 в ходе боевых вылетов выполняют самые разные задачи — от патрулирования и прикрытия бомбардировщиков вместе со штурмовыми самолетами до уничтожения самолетов и наземных объектов противника. По словам одного из летчиков ВКС России, именно хорошее техническое оснащение российских истребителей, в том числе Су-35, позволило в первые месяцы СВО ликвидировать лучших летчиков Украины.
«На современных российских истребителях, например, Су-35, прекрасный прицельный комплекс, который позволяет мониторить не только воздух, но и землю. (…) Также на истребителях стоят хорошие дальнобойные ракеты, которые дают летчикам РФ значительное преимущество перед противником», — отметил российский офицер.
Он уточнил, что иногда украинские военные даже не понимали, что российский истребитель их видит и облучает, потому что их техника работает на более короткой дистанции стрельбы.
«Как только противник выходит на рубеж пуска — он сразу получает в лоб пару наших ракет», — рассказал участник СВО.
Впрочем, в зоне СВО сверхманевренные Су-35 участвуют не только в воздушных дуэлях, но и поражают наземные цели. По словам замкомандира авиационной эскадрильи, имя которого в Минобороны РФ не раскрывают, основная задача в этом плане — уничтожение средств ПВО. Он также отметил, что что Су-35 является «лучшим истребителем».
Кроме того, эти машины уничтожают объекты инфраструктуры и боевую технику ВСУ. В частности, 18 ноября была успешно уничтожена принадлежавшая ВСУ станция подсвета целей и наведения ракет ЗРК С-300.
Преимущества истребителей Су-35 перед иностранными аналогами
По словам специалистов, сегодня истребители Су-35 ВКС России превосходят все зарубежные аналоги — в том числе ту авиацию, которую страны Запада могут передать Украине. В частности, в середине августа появилась информация о возможной передаче украинской стороне истребителей МиГ-29 из Словакии. По словам бывшего командира авиполка ВВС СССР и полковника запаса Евгения Байковского, говорить о боевой эффективности словацких МиГ-29 по сравнению с российскими Су-35 нет никакого смысла, поскольку это «принципиально разные машины».
«Словацкие истребители — это машины в версии 9-12СД, модернизированные истребители первых лет выпуска. Они "видят" только машины-одноклассники в крайне узком спектре и на дистанции до 50 километров», — пояснил Байковский.
Он отметил, что российские Су-35 часто поражают украинские МиГ-29, которые также становятся мишенями наземных комплексов ПВО. Между тем другим вероятным кандидатом для пополнения ВВС Украины долгое время назывался американский истребитель F-16. Однако военный эксперт Виктор Литовкин в беседе с РИАМО отметил, что F-16 не может конкурировать с Су-35.
«F-16 резко уступает Су-35 во всех их модификациях, потому что у российских самолетов есть поворотное сопло, то есть возможность совершать немыслимые маневры в воздухе, а у него нет. Для того, чтобы развернуться, F-16 надо полнеба прочертить, а наши самолеты могут разворачиваться практически на месте. А это дает очень большое преимущество — как в ближнем бою, так и при обстреле с земли», — рассказал эксперт.
Недавно российские Су-35 стали еще опаснее — теперь их оснащают бомбами УПАБ-1500Б, которые могут поражать самые прочные укрытия, которые невозможно взять другими способами. Этот боеприпас способен после сброса направляться по заданной траектории. Поэтому сегодня Су-35 в зоне СВО по эффективности поражения целей как в небе, так и на земле не имеют никаких аналогов и успешно выполняют все боевые задачи.