Куда РФ перенаправит экспорт нефтепродуктов после 5 февраля: мнения экспертов

Куда РФ перенаправит экспорт нефтепродуктов после 5 февраля: мнения экспертов
Акценты

Запрет стран ЕС на импорт российских нефтепродуктов вступает в силу с 5 февраля 2023 года. Подобное эмбарго уже действует на нефть из РФ с 5 декабря 2022 года. Нет сомнений, что в результате очередных ограничительных мер Россия будет вынуждена сократить экспорт нефтепродуктов. Сырую нефть РФ перенаправила в Китай и Индию, но нефтепродукты этим двум странам практически не нужны, поскольку они сами производят и экспортируют разные виды топлива. Куда Россия все-таки может направить свои нефтепродукты, читайте в материале РИАМО.

Будут ли Китай и Индия покупать нефтепродукты из РФ, зависит от цены

Несмотря на многочисленные санкции на энергоресурсы из России, которые постепенно вступают в силу, нефть и нефтепродукты миру нужны, отмечает эксперт экономического факультета РУДН Ярослав Дубенков. И тот факт, что недружественные страны вводят потолок цен на нефть и нефтепродукты, поставляемые из России, не означает, что эти продукты не будут востребованы, даже при наличии в той или иной стране своих собственных месторождений и НПЗ, считает он.

«Некоторые страны сами способны производить и экспортировать бензин, дизель и другие виды топлива и зарабатывать на этом, то не стоит забывать и о внутреннем рынке этих стран, где ради лояльности избирателей им может быть предложена цена гораздо ниже из-за возникшего излишка. В качестве примера сюда можно отнести такие страны как Китай, Индия», – говорит эксперт.

По мнению независимого финансового советника, директора проекта «Рост сбережений» Сергея Кикевича, с экспортом нефтепродуктов и дизельного топлива действительно все обстоит несколько сложнее, чем с сырой нефтью, и вряд ли Китай и Индия в больших объемах будут закупать дизельное топливо и мазут. Но не следует забывать, что все страны живут в условиях рынка, на котором тот или иной товар может продаваться дороже или дешевле.

«Вопрос в том, какую цену может предложить Россия, будет ли она конкурентной, не связанной с потолком цен, предусмотренных санкциями. Если трейдеру будет дешевле купить российскую нефть, чем, скажем, индийскую, то он ее купит», – высказывает свое мнение эксперт.

Здесь существует прямая взаимосвязь с тем, насколько успешными будут действия нашей страны по развитию собственного танкерного флота и страхования.

«Этот рынок быстро меняется. И если предположить, что у России есть собственный танкерный флот и она не зависит так критически от перевозчиков, как это было в предыдущие годы, то мы можем торговать с кем угодно, хоть с Латинской Америкой, хоть с Африкой. Объемы дизельного топлива не такие большие на рынке, как у сырой нефти, поэтому я думаю, что своего покупателя мы найдем, несмотря ни на какие санкции и потолки», – считает Кикевич.

Читайте также: Мировой спрос на нефть, поставки и запасы нефти в 2023 году: прогноз МЭА>>

Россия может экспортировать больше сырой нефти и меньше нефтепродуктов

Введение двух потолков цен для российских нефтепродуктов (один для светлых нефтепродуктов – дизельного топлива, другой для темных – мазута) странами G7 и ЕС означает начало нового этапа перестроения энергетических рынков, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

«Россия теперь должна вывозить свои нефтепродукты только в Азию, и сейчас сложно сказать, достаточно ли будет судов для такой транспортировки. На примере экспорта нефти мы видим тенденцию: даже если стоимость нефти укладывается в потолок цены, международные компании, особенно западные, не берутся ее перевозить, потому что не совсем понятны вопросы регулирования цен при транспортировке», – отмечает эксперт.

По словам Юшкова, стоит исходить их того, что из-за введения потолка цен на нефтепродукты количество доступных России танкеров для перевозки сократится и набрать лояльный флот будет даже сложнее, чем для перевозки нефти. На то есть и объективные причины.

«Танкеров, перевозящих нефтепродукты, в мире меньше, чем танкеров, перевозящих нефть», – говорит эксперт.

По мнению Юшкова, наступит некий переходный период, когда Россия может сократить переработку нефти для того, чтобы экспортировать больше сырой нефти и меньше нефтепродуктов. При этом, чтобы вернуться к прежним объемам экспорта нефтепродуктов, понадобится несколько месяцев, предполагает эксперт.

Комментируя вероятную стоимость нефтепродуктов после 5 февраля, Юшков говорит, что сначала нужно дождаться установления ценового потолка. Однако у эксперта вызывает удивление тот факт, что пока известно только о двух потолках (для дизельного топлива и для мазута).

«Почему нет диверсификации по каждому виду нефтепродуктов? Почему под одну цену хотят подвести и дизель, и бензин, и керосин и т.д.? Это странно», – говорит Юшков.

Читайте также: Как изменится курс рубля после введения потолка цен на нефтепродукты из РФ с 5 февраля>>

В ближайшие 10 лет Европа не сможет отказаться от нефти и нефтепродуктов

По мнению Ярослава Дубенкова, Россия по-прежнему сможет поставлять свои ресурсы в недружественные страны, несмотря на указ президента России об отказе в поставке нефти и нефтепродуктов в те страны, которые поддерживают ценовой потолок.

«Данный указ предполагает возможность не указывать формулировку ценового потолка в контракте, что позволяет все так же поставлять указанные выше продукты в недружественные страны. Существует также возможность по специальному решению президента сделать исключения для некоторых стран. В ближайшие 10 лет европейские страны не смогут отказаться от нефти и нефтепродуктов, даже за счет ускорения энергоперехода», – говорит Дубенков.

По мнению эксперта экономического факультета РУДН, сама концепция введения ценового потолка на нефть и нефтепродукты направлена только на уменьшения доходов российского бюджета, но не на повышение общемировой цены или ограничения в продаже. Россия все также может продавать нефть и нефтепродукты в недружественные страны, и экономической блокады в данной концепции не предусмотрено, подчеркивает он.

Кроме рынков Индии и Китая, а также недружественных стран, есть еще и третий вариант, где можно будет реализовать излишки нефтепродуктов – это отечественный рынок при тенденции увеличения потребления, считает Дубенков.

«Для России введение ценового потолка не настолько критично, как поиск альтернативных потребителей с созданием новых логистических путей, а также предоставление новым покупателям дополнительной скидки на свои энергоносители. России нужно будет искать способы снижения затрат при добыче нефти и ее переработке. Также необходим поиск дешевой транспортировки. В связи с этим добыча с некоторых действующих месторождений, а также разработка трудноизвлекаемых запасов может оказаться ниже рентабельности», – объясняет эксперт.

Читайте также: Сохранит ли ОПЕК+ текущие объемы добычи нефти: мнения экспертов>>