Крылатый «Медведь»: что известно о главном бомбардировщике ВКС России

Крылатый «Медведь»: что известно о главном бомбардировщике ВКС России
Акценты

В начале июля пресс-служба Минобороны РФ сообщила, что два стратегических ракетоносца Ту-95МС дальней авиации Воздушно-космических сил (ВКС) России совершили 13-часовой плановый полет вблизи западного побережья Аляски. Сегодня Ту-95МС — Bear («Медведь») по классификации НАТО — является основным стратегическим бомбардировщиком ВКС России. Историю знаменитого ракетоносца, которая насчитывает больше 70 лет, вспомнил корреспондент РИАМО.

Как появился проект бомбардировщика-ракетоносца Ту-95

8 марта 1950 года председатель Совета министров Климент Ворошилов официально объявил о том, что у СССР есть атомная бомба. Но теперь перед советским союзом встала большая проблема: для бомбы требовался носитель, способный достичь территории США — главного потенциального противника. При этом в Штатах в тот момент активно занимались созданием межконтинентального стратегического бомбардировщика B-52 Stratofortress, скорость которого планировалась в районе 1000 км/ч.

Чтобы не отстать в гонке вооружений, СССР срочно требовалось получить носитель атомного оружия, который бы не уступал американскому аналогу. Тогда к работе подключился коллектив опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Андрея Туполева. Проект турбовинтового стратегического бомбардировщика получил обозначение «95» (позже — Ту-95), в кодификации НАТО — Bear («Медведь»).

Туполев рекомендовал вариант ракетоносца, оснащенного четырьмя турбовинтовыми двигателями со взлетной мощностью каждого в 12-15 тысяч лошадиных сил. Они гарантированно обеспечивали дальность полета, как минимум, в 13 тысяч километров и скорость около 800 км/ч при взлетной массе до 200 тонн. Этот бомбардировщик мог долететь из СССР в США, сбросить там атомные бомбы, а затем вернуться домой. Уже 20 сентября 1952 года Ту-95 был передан на заводские испытания.

Как проходили испытания Ту-95

Прототип Ту-95 впервые поднялся в воздух 11 ноября 1952 года — полетом руководил опытный летчик-испытатель и участник Великой Отечественной войны Алексей Перелет. Тот полет прошел успешно, но 17-е по счету испытание ракетоносца закончилось трагедией: у его третьего двигателя разрушилась шестерня редуктора и машина потерпела катастрофу, которая унесла жизни командира Перелета и еще трех членов экипажа.

Судьба Ту-95 была на волоске: в советском Министерстве авиационной промышленности серьезно думали над тем, чтобы отменить запуск Ту-95 в серию на Воронежском авиационном заводе №18. Спасти проект от закрытия Андрей Туполев вместе с коллегами смогли лишь благодаря своей железной выдержке и гражданскому мужеству. В итоге второй опытный вариант Ту-95 передали на заводские испытания в январе 1955 года, а 16 февраля того же года бомбардировщик отправился в свой первый полет.

Весной 1955 года базу ОКБ Туполева в Жуковском посетил Никита Хрущев — новый первый секретарь ЦК КПСС — вместе с министром обороны Советского Союза, маршалом Георгием Жуковым. Они внимательно осмотрели Ту-95 и в целом остались довольны ракетоносцем внушительных размеров. Но летом того же года судьба проекта вновь оказалась под угрозой — во время посадки у машины отказали шасси. Спасти ситуацию помог главный радиоинженер ОКБ Леонид Кербер.

Он предложил бортинженеру ракетоносца гениальный в своей простоте выход — перезагрузку всей электросистемы Ту-95 через ее выключение и включение. Этот ход оказался успешным — бомбардировщик выпустил шасси и благополучно приземлился. А осенью 1957 года завершились испытания доработанной версии машины — Ту-95М — которая стала эталоном для серии. На них ракетоносец развил скорость до 905 км/ч, поднялся на высоту в 12150 метров и пролетел расстояние в 16750 километров.

Ту-95 официально приняли на вооружение 26 сентября 1957 года — так завершилась семилетняя история его создания и доработки. Советский Союз, наконец, получил мощный стратегический бомбардировщик, способный доставлять ядерное оружие.

Где применялись бомбардировщики Ту-95

Ракетоносцы Ту-95, предназначенные для транспортировки ядерного оружия, имели ряд отличительных особенностей. К примеру, у них были специальные грузовые отсеки, в которых постоянно поддерживалась определенная температура, и шторки в кабине экипажа, защищавшие его от светового излучения. Отдельная, единственная версия ракетоносца предназначалась для транспортировки советской термоядерной 100-мегатонной «Царь-бомбы».

Ту-95 не раз сбрасывали ядерные боеприпасы на полигонах — при этом самолет, который нес бомбу, обычно сопровождали другие машины авиаполка: так их экипажи знакомились с поражающими факторами реального ядерного взрыва. Были у Ту-95 и свои модификации — например, машины, предназначенные для разведки и указания целей, дальнего радиолокационного обнаружения и управления, а также противолодочные самолеты.

При этом детищу ОКБ Туполева принадлежит ряд рекордов, связанных с дальностью и продолжительностью полетов. Например, в 1959 году Василий Решетников, будущий командир дальней авиации ВВС Советского Союза, на Ту-95 за 21 час и 15 минут установил мировой рекорд дальности полета — 17 150 километров.

Всего в СССР выпустили около 500 машин на базе Ту-95. К началу 90-х соединения дальней авиации, включающие стратегические бомбардировщики Ту-95МС, находились и на Украине. Однако украинцы отказались от своих машин: часть из них передали России в качестве оплаты долга за газ, а часть попросту уничтожили.

Любопытно, что в боевых условиях Ту-95 впервые были применены в Сирии 17 ноября 2015 года — спустя 60 лет после того, как эти машины приняли на вооружение. Ракетоносцы запустили 34 крылатые ракеты по объектам исламистов. Российские крылатые ракеты воздушного базирования Х-101 с дальностью полета до 5,5 тысяч километров способны атаковать цели противники за пределами действия современных систем противовоздушной обороны (ПВО). Благодаря этой особенности вкупе с большой дальностью полета «Медведи» сегодня являются актуальным компонентом стратегических ядерных сил России.

Ту-95МС применение на Украине

Между тем свое применение Ту-95МС нашли и в ходе специальной военной операции (СВО), которая началась на Украине 24 февраля 2022 года. В частности, 2 июня стало известно, что российские военные осуществили массированную комбинированную атаку по целям в Киеве. Их одновременно атаковали беспилотники-камикадзе и российские крылатые ракеты (предположительно, Х-101/555), которые запустили со стратегических бомбардировщиков Ту-95МС из района Каспия.

Кроме того, дальняя авиация (включая «Медведей») регулярно совершает полеты над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Черного, Балтийского морей и Тихого океана. При этом в ходе полетов самолетов ВКС РФ строго соблюдаются все международные правила использования воздушного пространства.

В частности, 14 февраля в пресс-службе Минобороны сообщили, что два стратегических ракетоносца Ту-95МС совершили плановый полет над нейтральными водами Берингова моря. Ракетоносцы находились в воздухе более семи часов, их сопровождали истребители Су-30 объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа.

А на следующий день, 15 февраля, пилоты двух Ту-95МС совершили плановый полет над нейтральными водами Чукотского и Охотского морей. Их также сопровождали экипажи истребителей Су-30 объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа.

При этом британская газета Daily Mail отметила, что полеты Ту-95МС над Беринговым и Охотским морями были интерпретированы, как предупреждение президента России Владимира Путина Западу из-за событий на Украине. Журналисты отметили, что учения, заявленные как проверка боевой готовности, прошли на фоне напряженности в отношениях с Западом. Так что грозные «Медведи» сегодня, как и на протяжении всей своей долгой истории, по-прежнему приковывают внимание.