Крылатые легенды: характеристики и боевое применение истребителей Су‑27
В минувшем июне российские истребители Су-27 перехватили самолет радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135, а также два многоцелевых истребителя «Тайфун» ВВС Великобритании над акваторией Черного моря. Несмотря на то, что в 2023 году исполнилось 46 лет с момента первого полета опытного образца Су-27, он по-прежнему остается в строю и по праву признан одним из главных символов отечественной авиации. Подробности о легендарных истребителях читайте в материале РИАМО.
Су-27: характеристики истребител
По данным госкорпорации «Ростех», при создании Су-27 советские инженеры не использовали композитные материалы. Зато 30% планера и консолей многоцелевого всепогодного истребителя были изготовлены из титана. Одной из главных особенностей Су-27 стала интегрированная аэродинамическая компоновка: крылья, фюзеляж и гондолы двигателей этой машины практически образуют одно целое, придавая ей уникальные характеристики.
Первый опытный образец Су-27 получил название Т-10-1: он поднялся в воздух 20 мая 1977 года. Его пилотом стал заслуженный летчик-испытатель Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора Сергея Ильюшина.
«Когда я оторвал колеса этой машины от бетона, поднимая впервые ее в воздух, я понял: он может больше, этот самолет, чем может летчик. И для того, чтобы использовать все его прекрасные возможности, необходимо совершенствоваться самому, что это тот самолет, который можно ожидать всю жизнь. Ради этого самолета стоило стать летчиком!», – вспоминал он позже.
Ильюшин говорил: «Модификации [Су-27 – ред.] будут восхищать и удивлять всех – даже тех, кто должен их побаиваться». Он пророчил истребителю «долгую и славную жизнь», так и случилось. При этом успех Су-27 во многом обеспечило то, что он стал первым российским истребителем с электродистанционной системой управления (ЭДСУ). Именно благодаря ей для «двадцать седьмого» стала возможна высокая маневренность, а с ней и выполнение сложнейших фигур высшего пилотажа.
Боевые «утята»: характеристики и боевое применение истребителей Су‑34>>
Рекорды скорости Су-27
За всю историю самолетов марки «Су» на них установили 70 рекордов, часть из которых не побита до сих пор. При этом больше всего рекордов – 51 – поставил именно Су-27. В самом начале своей истории истребитель добился сразу нескольких выдающихся достижений в подъемах на высоту. Так, в октябре 1986 года летчик-испытатель Виктор Пугачев на П-42 (модифицированной версии Су-27) поднялся на высоту в три тысячи метров за 25,4 секунды, что стало мировым рекордом.
А буквально пару недель спустя Пугачев поставил новые рекорды: преодолел высоту шесть тысяч метров за 37 секунд, девять тысяч – за 47 секунд и 12 тысяч – за 58 секунд. А в марте 1987 года летчик Николай Садовников на Су-27 поднялся на высоту в 15 тысяч метров всего за 76 секунд. Кроме того, именно на «двадцать седьмом» были впервые исполнены некоторые фигуры высшего пилотажа, которые затем были названы в честь российских пилотов.
В частности, в 1989 году на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция) Виктор Пугачев впервые показал в небе «динамическое торможение», которое позже стали называть «Коброй Пугачева». А позже летчик испытатель Евгений Фролов на Су-37 (продвинутой версии Су-27М) впервые выполнил фигуру высшего пилотажа, прозванную «Чакрой Фролова».
Начиная с 1991 года на Су-27 стали выступать летчики группы высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи», которые своим мастерством не раз удивляли зрителей авиасалонов мира. При этом в учебных боях «двадцать седьмой» не раз показывал свои преимущества перед «одноклассниками» из-за рубежа. Кроме того, Су-27 стал основой для целой династии российских истребителей, включая первый российский истребитель пятого поколения Су-57.
Главная угроза для ВСУ: как дроны «Ланцет» помогают российским военным в ходе СВО>>
Истребитель Су-27 на защите границ
Даже спустя четыре десятилетия Су-27 нельзя назвать устаревшим: его модификации – одни из самых распространенных боевых самолетов в мире, а сам легендарный истребитель продолжает нести службу в России. Судя по сообщениям Минобороны РФ, особенно часто «двадцать седьмому» приходится выполнять задачи, связанные с охраной государственных границ России.
В частности, 12 апреля Су-27 сопроводил самолет базовой патрульной авиации P-3С Orion ВМС Германии над Балтийским морем, не допустив нарушения госграниц РФ. После разворота немецкого военного самолета от границы российский истребитель вернулся на аэродром базирования.
Затем, 25 мая, российские истребители Су-27 и Су-35 сопроводили два стратегических бомбардировщика В-1В ВВС США над акваторией Балтийского моря – эти самолеты приближались к российским границам. При этом, как отметили в Минобороны РФ, полет российских истребителей выполнялся в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства. После удаления иностранных военных самолетов Су-27 и Су-35 вернулись на аэродром базирования, не допустив нарушения российской границы.
А 26 июня российские Су-27 совершили перехват самолета радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135 и двух многоцелевых истребителей «Тайфун» ВВС Великобритании над акваторией Черного моря. После приближения «двадцать седьмых» британские самолеты выполнили разворот от государственной границы России, не нарушив ее. А летчики ВС РФ вернулись на аэродром базирования. Как отметили в Минобороны России, полет Су-27 выполнялся строго в соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других стран.
«Лучшие истребители»: как Су‑35 помогают военно‑космическим силам России проводить СВО на Украине>>
Перспективы службы «двадцать седьмого»
Сегодня достоинства Су-27 признают не только в России, но и на Западе. В частности, по мнению обозревателя журнала The National Interest (США) Калеба Ларсона несмотря на то, что «двадцать седьмой» появился почти 40 лет назад, он до сих пор не потерял своей уникальности. Специалист особо отметил успехи советского конструкторского бюро (КБ) «Сухой», которое смогло добиться больших успехов в разработке самолетов для СССР и России.
«Среди этих самолетов – Су-27 времен холодной войны, который продолжает использоваться спустя десятилетия после его создания», – подчеркнул Ларсон.
Эксперт считает, что «двадцать седьмой» останется актуальным и дальше в конфликтах с противниками, не располагающими современными самолетами пятого поколения, а также развитыми системами противовоздушной обороны (ПВО). По словам Ларсона, Су-27 изначально разрабатывался как конкурент истребителям F-14 Tomcat и F-15 Eagle (США).
«Су-27 развивает максимальную скорость около 2,35 числа Маха и имеет до десяти точек крепления для ракет или бомб», — напомнил специалист.
По словам Ларсона, «двадцать седьмой» стал одним из лучших боевых самолетов XX века. При этом оставаться актуальным сегодня ему помогает проведение модернизации. В то же время, как отмечает специалист, главной опасностью для Су-27 могут быть малозаметные самолеты. Повышает уязвимость истребителя и отсутствие технологий малозаметности. Однако он может вполне эффективно действовать в районах без современных средств ПВО.