Боевые «утята»: характеристики и боевое применение истребителей Су‑34

Боевые «утята»: характеристики и боевое применение истребителей Су‑34
Акценты
Валентин Капустин

Фото - © Валентин Капустин/РИА Новости

Истребители-бомбардировщики Су-34 Вооруженных сил РФ нанесли точечные удары по выявленным целям Вооруженных сил Украины в зоне проведения специальной военной операции (СВО) — об этом рассказали в Минобороны России. Самолеты успешно выполнили эту боевую задачу — как выполняют многие другие. Подробности о том, как фронтовые бомбардировщики Су-34 помогают российским военным проводить СВО на Украине и почему эти уникальные машины называют «утятами», читайте в материале РИАМО.

Су-34 — мощный «утенок»

Валентин Капустин

Фото - © Валентин Капустин/РИА Новости

По данным госкорпорации «Ростех», Су-34 разрабатывался с 1986 года в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24. Серийный выпуск самолетов начался в 2005 году, а в 2014 году они были приняты на вооружение. Су-34 отличает наличие собственной высокоэффективной радиолокационной станции (РЛС), а также встроенной оптической прицельной станции.

Благодаря им Су-34 может быстро обнаруживать и уничтожать те наземные цели, которые с трудом достают другие типы бомбардировщиков. Истребитель-бомбардировщик Су-34 может нести все российские авиационные средства поражения, а также атаковать цели вне зависимости от погодных условий. При этом самолет относится к поколению 4++: он может выполнять боевые задачи без поддержки истребителей прикрытия.

Отличительная черта Су-34 — это компоновка бронированной кабины пилотов. Чтобы им было комфортнее во время дальних перелетов, летчиков посадили рядом друг с другом, а не одного за одним. При этом «нос» истребителя шире, чем у Су-27, — именно из-за его характерной формы пилоты и прозвали машину «утенком». В кабине Су-34 пилоты могут вставать в полный рост, там есть спальное место, биотуалет и даже мини-кухня.

«Ливрея» для истребителя Су-34

Виталий Тимкив

Фото - © Виталий Тимкив/РИА Новости

Окраску любого самолета называют «ливреей»: она определяет внешний вид машины, а качество эмали вместе с технологией покраски — ее защиту и долговечность. Именно поэтому на авиапредприятиях окраска является одним из самых важных производственных этапов. В «Ростехе» рассказывали, как создавалась «ливрея» для Су-34 в малярном цехе Новосибирского завода имени Чкалова.

Первый этап — очистка всей поверхности машины: сначала мыльным раствором, а затем смесью растворителей. Те участки, которые красить не нужно, покрываются специальными материалами. Нижние и боковые поверхности истребителя красят при помощи установок безвоздушного распыления, а верхние — с использованием краскораспылителя. При этом все работы идут в строгом соответствии с утвержденной схемой окраски.

Такая схема для Су-34 — это светло-голубой низ, камуфляжные пятна бирюзовых оттенков по верху, а также белый цвет носового обтекателя. Передние кромки наплыва и крыла «утенка» окрашивают эрозионностойкой эмалью светло-серого цвета, а зоны мотогондол покрываются серебристой эмалью.

Как сообщали в «Ростехе», на истребитель обязательно наносится бортовая информация, опознавательные знаки и эмблемы — для этого применяют специальные трафареты, которые изготавливают прямо в малярном цеху. Например, чтобы нанести звезду — знак государственной принадлежности, — нужны сразу три трафарета и краски трех цветов. Это довольно сложный процесс, поэтому полная окраска Су-34 занимает несколько суток.

При этом все грунтовки и эмали, которые используются при окраске «утенка», сделаны в России. В «Ростехе» также отмечали, что осваиваются и перспективные системы покрытий. Например, для истребителя пятого поколения Су-57 использовали радиопоглощающие материалы, созданные Институтом теоретической и прикладной электродинамики РАН, а также новейшую теплозащитную эмаль.

Боевое применение истребителей Су-34

Сегодня истребители-бомбардировщики Су-34 составляют важную часть ударной мощи российской фронтовой авиации. Эти машины отличают расширенные боевые возможности, а также увеличенные по сравнению с базовым Су-27 бомбовая нагрузка и запас топлива. Все это дает возможность «утятам» применять перспективные авиационные средства поражения, что, в свою очередь, позволяет увеличивать дальность поражения наземных и надводных целей, а также расширять условия и точность бомбометания.

По словам вице-премьера правительства России Дениса Мантурова, Су-34 — это уникальная машина с высокими летно-техническими характеристиками, которая хорошо зарекомендовала себя в ходе реальных боевых действий. «Утята» прошли проверку боем во время конфликта в Сирии, а после начала СВО стали применяться и для выполнения связанных с операцией задач.

В частности, в минувшем октябре в Минобороны РФ рассказывали, что Су-34 Западного военного округа (ЗВО) выполняют боевые задачи по обнаружению и уничтожению наземных целей противника при любых погодных условиях. При этом в арсенале экипажей есть управляемые высокоточные ракеты класса воздух-поверхность, которые помогают в уничтожении опорных пунктов и укрепленных целей противника. Боевые вылеты при помощи Су-34 пилоты ЗВО проводят как в светлое, так и темное время суток.

А 8 мая начальник пресс-центра группировки войск «Запад», полковник Сергей Зыбинский, рассказал, что Су-34 ВС РФ нанес удар управляемыми бомбами по пункту дислокации иностранных наемников в районе села Ивановка Харьковской области. При ударе применялись универсальные модули планирования и коррекции авиабомб, которые крепятся к свободнопадающим бомбам, делая их управляемыми.

Перспективы развития и совершенствования Су-34

Михаил Воскресенский

Фото - © Михаил Воскресенский/РИА Новости

Согласно оценкам американского журнала Military Watch, на начало 2022 года на вооружении Воздушно-космических сил (ВКС) России находилось 125 Су-34, а каждый год Минобороны получало примерно по 14 единиц таких истребителей-перехватчиков, которые являются фаворитами ведомства.

«Ожидается, что это будет продолжаться как минимум до конца 2020-х годов. Одна из основных причин, по которой эти самолеты были приобретены в большем количестве, чем Су-30СМ и Су-35С, которые также являются тяжелыми истребителями с высокими эксплуатационными расходами, заключается в том, что Су-34 производился исключительно для внутреннего использования, в то время как значительная часть производственных мощностей двух других моделей работала на экспорт», — говорилось в публикации Military Watch.

Журналисты издания отмечали, что истребители-перехватчики «ценятся за большую дальность действия, сравнимую с дальностью действия некоторых стратегических бомбардировщиков, и мощные системы радиоэлектронной борьбы, которые в сочетании с относительно небольшой эффективной площадью рассеяния затрудняют их перехват».

При этом издание допускало, что Су-34 могут получить двигатели от истребителя Су-57, из-за чего их возможности революционно вырастут.

Между тем 1 июня ВКС России получили от Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех») очередную партию Су-34. Согласно данным информированного источника, для применения в зоне СВО Су-34 оборудуют защитой от средств радиоэлектронной борьбы противника, включая комплексы РЭБ иностранного производства.

По словам источника, российские самолеты работают также в ближней зоне, из-за чего являются досягаемыми для воздействия средств РЭБ противника. Поэтому были приняты технические меры по защите систем Су-34 от средств радиоэлектронной борьбы как украинского, так и западного производства. И такая модернизация позволяет «утятам» еще эффективнее выполнять свои боевые задачи.