Конец эпохи американского фастфуда: в США банкротятся франшизы известных брендов

Конец эпохи американского фастфуда: в США банкротятся франшизы известных брендов
Акценты

Франшиза – это право компании вести бизнес под именем чужого, как правило, широко известного бренда, а также использовать его технологии. Заключается договор с компанией-владельцем об использовании данного бренда на определенных, заранее оговоренных с ней условиях. Это дает возможность открыть аналогичный или сопутствующий бизнес, оказывать услуги или производить товары. Почему франшизы известнейших брендов фастфуда в США банкротятся, читайте в материале РИАМО.

Что происходит с фастфудом в США

В прежние времена рестораны таких всемирно известных брендов как McDonald's, Burger King, Hardee's и других, открытые по франшизе, считались прибыльным бизнесом. Но в течение 2023 года франшизы ресторанов быстрого питания начали подавать заявления о банкротстве. Так, несколько франшиз Burger King подали заявления о банкротстве, поставив под угрозу закрытие точек питания. Порядка 108 заведений Hardee's также могут закрыться после того, как владелец их франшизы подал заявление о банкротстве.

Недавно, в середине ноября, Starboard Group, крупный франчайзи Wendy's, арендующий 72 ресторана во Флориде, Алабаме, Иллинойсе, Миссури и Висконсине, подала заявление о банкротстве.

Аналитики отмечают, что рост стоимости займов и высокая инфляция привели к банкротству ряда франчайзи ресторанов и небольших сетей в этом году. Хотя Starboard Group – первый крупный франчайзи Wendy's, который был вынужден это сделать.

Возникает вопрос, что происходит с классическим фастфудом в США? Мы привыкли думать, что в этой стране он является массовым явлением, а значит должен процветать с экономической точки зрения. Однако ситуация меняется и перемены эти довольно значимы.

Пандемия коронавируса вынудила американцев готовить еду дома

Одна из причин банкротства франшиз крупных брендов зародилась еще в 2020-м году во время пандемии. Тогда многим американцам пришлось перейти на приготовление еды дома и это вошло в привычку, объясняет психолог, предприниматель из Калифорнии (США) Елизавета Левина.

Изменился сам стиль жизни американцев: многие до сих пор частично работают из дома, а значит просто и быстрее приготовить дома, чем куда-то ехать, говорит она. Большую популярность приобретают небольшие кафе, готовящие еду на вынос, а не те, где нужно делать заказы и потом долго ждать.

«А в особых случаях американская семья скорее выберет посидеть в местном семейном ресторанчике с его особой атмосферой, чем отпраздновать событие в стандартизированном ресторане фастфуда», – подчеркивает Левина.

Американцы теперь предпочитают здоровое питание

Исторически американские фастфуды – это не только способ питания, это в первую очередь стиль жизни: способ социализации, сокращения расходов и времени, объясняет предприниматель из Калифорнии. Классический образ многих ресторанных франшиз создавался в 50-х, 60-х годах XX века, но сейчас поколение сменилось.

«Молодые американцы стараются отдавать предпочтение более здоровой пище, умеют готовить и большая часть социализации проходит в экране мобильного телефона, а не за столиком в ресторане», – отмечает она.

Быстрая еда перестала быть дешевой в США

Не последнюю роль в происходящих процессах играют растущие расходы ресторанов: на сотрудников (постоянно повышающаяся минимальная оплата труда), на логистику (рост цены на бензин), на аренду (взлетевшие цены на недвижимость), объясняет Левина. Управление большим по площади рестораном, да и магазинами становится нерентабельным. Быстрая еда перестает быть такой дешевой и удобной как раньше.

В перспективе эти тренды приведут к переводу торговых площадей в складские (для интернет-магазинов), чтобы удовлетворять спрос в товарах, которые можно доставить к порогу дома. А также к переориентации ресторанов на работу «на вынос», для чего большие площади тоже не нужны, констатирует Левина.

Банкротство франшиз фастфуда может негативно повлиять на весь ресторанный бизнес США

Рестораны быстрого питания банкротятся, потому что американцы поменяли привычки и не готовы больше тратить деньги в ресторанах быстрого питания, считает инвестиционный советник, основатель «Университета инвестиций» Юлия Кузнецова. По ее мнению, причин может быть две.

Первая – это питание дома и экономия на еде. Вторая – это правильное питание, на которое сейчас американцы обращают внимание.

«Поэтому и бизнес начинает рушиться. Нужно ли покупать франшизы бизнесу, который может не функционировать дальше? Нет», – говорит она.

Ситуация с банкротством франшиз фастфуда может негативно повлиять на весь ресторанный бизнес США, что и происходит сейчас, полагает Кузнецова.