Как и почему может измениться расчет цены на нефть Urals: мнения экспертов
Чиновники думают над тем, как можно изменить схему расчета цены на нефть российской марки Urals для налогообложения. Из-за серьезного падения ее стоимости предлагается привязать цену Urals к Brent или дубайскому сорту Dubai Crude. Таким образом государственный бюджет получит больше средств, но в этом случае меньше денег останется у нефтяных компаний. Почему существует вероятность фактического повышения налоговой нагрузки на нефтяные предприятия без изменения самой формулы расчетов, читайте в материале РИАМО.
Отчисления в бюджет от продажи нефти Urals увеличатся
«Российские власти хотят при расчете цены Urals использовать привязку к сортам Brent или Dubai Crude. Для начисления налогов может быть использована их средняя стоимость за вычетом определенного дисконта. Его величина обсуждается, но фактический средний дисконт к Brent в правительстве оценивают в $10-15», — объясняет аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
По его мнению, в текущей ситуации было бы логичным сделать привязку российской экспортной нефти к нефти из стран Персидского залива, а не к североморскому сорту Brent. Во-первых, потому что дубайские сорта нефти более предсказуемы по цене. Во-вторых, в средиземноморские порты в данный момент российское сырье практически не поставляется из-за санкций.
С конца прошлого года российская марка Urals торгуется с громадным дисконтом относительно Brent — около 35-38 долларов за баррель. Естественно, при этом доходы госбюджета резко падают, возникает жесткий дефицит денежных ресурсов. Поэтому правительство хочет сократить дисконт российской нефти относительно мировых бенчмарков до 10-15 долларов за баррель, говорит Александр Потавин.
«То есть если сейчас наши нефтяники рассчитываются с государством из расчета фактической цены в районе 50 долларов за баррель, то после изменений этот показатель поднимется до 72-75 долларов за баррель, исходя из текущей стоимости Brent в 86 долларов за баррель, — объясняет аналитик ФГ «Финам». — После введения данного новшества российские нефтяные компании должны будут существенно повысить выплаты в бюджет, хотя при этом формального повышения налогов не произойдет».
По его мнению, чем меньше денег остается в распоряжении российских нефтяных компаний, тем более недоинвестированной будет отрасль и тем слабее будут долгосрочные перспективы в части сохранения объемов добычи.
Цены на Urals логичнее привязать к дубайскому сорту нефти
Международное ценовое агентство Argus с ноября прошлого года изменило методику оценки стоимости нефти Urals по причине изменения потоков ее поставок. Ранее котировки этого сорта российской нефти рассчитывали на основе данных спотовых торгов (спот-контракт — это форма сделок, которые совершаются «здесь и сейчас» — прим. ред.) на базисе CIF (Cost, Insurance, Freight — стоимость фрахта и страхование) в портах Северо-Западной Европы и в Средиземноморье.
Сейчас цена Urals рассчитывается на базисе поставки FOB (Free on Board — стоимость нефти до погрузки, без учета затрат на перевозку и страхование) в российских портах.
«Котировки Urals рассчитываются на базисе FOB и не включают в себя транспортные расходы, которые частично могут оставаться в контуре российских нефтегазовых групп, — комментирует ситуацию эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. — В то же время налогообложение завязано именно на Urals. Это сокращает доходы бюджета, и заставляет власти искать новые ориентиры».
Поскольку 75% морского экспорта нефти теперь уходит в Азию, где бенчмарком выступает дубайский сорт, привязка именно к нему или расчет на базисе CIF в индийских и китайских портах была бы более подходящим механизмом, считает эксперт.
«Осложняет расчеты то, что в условиях внешнего давления участникам рынка выгодно раскрывать как можно меньше информации, поэтому сформировать прозрачный и непротиворечивый подход, устраивающий власть и учитывающий интересы отрасли, может быть непросто», — отмечает Игорь Галактионов.
Власти опасаются продажи нефти Urals посредникам с большими скидками
Главный аналитик «Открытие Инвестиции» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин, говоря о причинах изменения схемы расчета цен на нефть Urals для налогообложения и привязав ее к ценам на Brent (Oman/Dubai), высказывает несколько предположений.
Во-первых, это действительно способ повысить налоговую нагрузку, не изменяя параметры формул расчета, достаточно изменить в налоговом кодексе марку Urals на другую.
Во-вторых, приходит мысль о том, что рынок Urals стал слишком непрозрачным и сегментированным, поэтому нет надежного индикатора цены.
В-третьих, это проблема правильных, с точки зрения правительства, стимулов для нефтяных компаний (НК).
«Минфин может опасаться, что в условиях непрозрачного рынка НК будут продавать нефть с большой скидкой посредникам, что повлияет на котировку Urals и снизит налоговую нагрузку», — отмечает эксперт.
По его мнению, последствия введения таких мер будут зависеть от окончательных формулировок.
«Не думаю, что это будет прямая замена Urals на Brent. Вероятно, введут какой-то дисконт или вычет. Так или иначе, снижения налогов я бы не ждал», — делится своей точкой зрения Алексей Кокин.