Что такое цифровые финансовые активы и как Россия будет ими рассчитываться на мировом рынке

Что такое цифровые финансовые активы и как Россия будет ими рассчитываться на мировом рынке
Акценты
pressfoto

Фото - © pressfoto/Freepik

Госдума приняла поправки в законодательство, разрешающие использование цифровых финансовых активов (ЦФА) для осуществления международных расчетов. Почему это является важным шагом в контексте современных международных финансовых ограничений, а также учитывая недавние действия зарубежных банков по отношению к клиентам из России, читайте в материале РИАМО.

Что такое цифровые финансовые активы и цифровые права

Carlos Muza

Фото - © Carlos Muza/Unsplash.com

«ЦФА – это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА», – такое определение ЦФА дает Банк России.

Говоря простым языком ЦФА – это своеобразная «обертка», в которую можно положить разные активы, например, драгоценные металлы.

ЦФА – это как аналог всем известных финансовых инструментов: акций, облигаций, займов и других активов. Эти аналоги представляют собой цифровые права или сертификаты (токены) с определенной стоимостью. Цифровые права являются разновидностью имущественных прав, позволяющих совершать с ЦФА любые предусмотренные законодательством РФ действия: покупку, продажу, обмен, дарение, передачу по наследству.

Выпуск и обращение ЦФА – это достаточно новое явление на финансовом рынке. Их преимущество в том, что они создаются на базе технологии распределенных реестров (блокчейна), что дает возможность автоматизировать исполнение сделок за счет применения смарт-контрактов (это договоры, записанные в виде компьютерной программы).

Одним из самых известных примеров инвестиционной сделки в РФ с использованием ЦФА и реального товара является сделка, состоявшаяся в июле 2022 года, когда Росбанк купил цифровой токен, привязанный к цене палладия, у глобального палладиевого фонда «Норникеля» на блокчейн-платформе «Атомайз».

В чем суть нового федерального закона о ЦФА России

Наталья Селиверстова

Фото - © Наталья Селиверстова/РИА Новости

Вчера депутаты приняли нормы об использовании (ЦФА) для международных расчетов. Соответствующие поправки вносятся в законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

В настоящее время использование цифровых прав при осуществлении внешнеторговой деятельности не подпадает ни под валютное регулирование и валютный контроль, ни под регулирование внешнеторговой деятельности. Принятые поправки устанавливают возможность использования цифровых прав в качестве оплаты за импорт, экспорт товаров и услуг в рамках закона о валютном регулировании.

«Данный закон разрешает использование ЦФА как средства платежа при совершении внешнеторговых сделок, что потенциально может обеспечить альтернативный путь для осуществления международных расчетов, минуя традиционные виртуальные банковские системы типа SWIFT, Vault и SEPA», – поясняет директор по развитию финансово-технологической компании «Only bank» Максим Ильгов.

Принятый документ также включает нормы, согласно которым ЦБ РФ получает полномочия определять условия и запреты на операции с ЦФА.

Как будут проводиться международные расчеты в ЦФА и что это значит для России

Фото - © Сайт мэра Москвы

В условиях ужесточения антироссийских санкций и международных финансовых ограничений банки могут предложить альтернативный механизм для выполнения международных платежных операций, межбанковских платежей и валютных переводов без прямого участия европейских и западных финансовых систем. Особенно это актуально в свете последних событий, когда некоторые зарубежные банки временно приостановили или вовсе прекратили обслуживание клиентов из России (Турция, ОАЭ, континентальный Китай), отмечает Ильгов.

ЦФА являются инновационным, новаторским решением, которое может повысить безопасность международного соглашения, а также способствует ускорению, мобильности и упрощению трансконтинентальных платежей. Но это также ставит перед международным финансовым сообществом новые вызовы, которые касаются регулирования и контроля в области финансов, обеспечения функционирования и экономического контроля, а также защиты информации, считает эксперт.

По его мнению, принятие решения о введении ЦФА в качестве международного платежного механизма для осуществления международных расчетов является сложным стратегическим решением, которое требует принятия во внимание сложившегося мирового финансового давления.

Эксперт добавляет, что для России открываются большие перспективы, поскольку использование ЦФА дает возможность обойти традиционные европейские финансовые и внебюджетные системы финансирования. Но одновременно возникают жесткие требования к организации и согласованности действий с российской стороны на международном и региональном уровнях.

«Исходя из этого, успех подхода будет зависеть от того, насколько быстро и эффективно решатся вопросы экономической целесообразности, экономического регулирования, а также взаимодействия с международными финансовыми институтами», – заключает Ильгов.