Будущее беспилотных такси в России: заменят ли «умные» машины водителей

Будущее беспилотных такси в России: заменят ли «умные» машины водителей
Акценты

7 июня «Яндекс» запустил в тестовом режиме беспилотное роботакси на юго-западе Москвы. «Умную» машину можно вызвать в районе Ясенево в любой день с 07:00 до 01:00, заказав поездку в приложении «Яндекс Go». При этом в авто находится водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки. Как работает беспилотное такси, в чем его преимущества и недостатки и каково его будущее в России, читайте в материале РИАМО.

Первое в Европе беспилотное такси появилось в России

Основатель и генеральный директор агрегатора заказов автонянь и детского такси «Такси Кидс» Ольга Кузнецова напомнила, что испытания первых в Европе беспилотных такси начались еще в 2018 году в Казани, в особой экономической зоне Иннополис. По ее словам, авто для тестирования разрабатывались специально под проект.

«В 2019 году планировалось запустить беспилотные авто в 10 регионах России, но проект столкнулся со страховыми рисками: страхование авто вместе с его стоимостью делало такое тестирование убыточным даже для “Яндекса”», – вспоминает глава компании.

По мнению Кузнецовой, совместить импортозамещение и производство беспилотных автомобилей возможно сейчас только при тесном сотрудничестве автопрома и команд разработчиков машин с искусственным интеллектом.

Как утверждает глава «Такси Кидс», большая часть флагманов автопрома уже ведут собственные проекты автомобилей с искусственным интеллектом. По словам Кузнецовой, двигатель, ходовая часть, тормозная система и инженерия в беспилотных авто значительно отличается от соответствующих механизмов обычных машин.

«Раньше детали для “беспилотников” закупались в Сингапуре, Китае, Германии. Сейчас инженерию для “умных” авто производят в НИОКР в России, это колоссальные затраты», – сообщила гендиректор «Такси Кидс».

Читайте также: Беспилотники, протезы и распознавание лиц: перспективные разработки России в 2023 году>>

Как работает «умное» такси: тестирование Яндекса

В пресс-службе «Яндекса» рассказали, как искусственный интеллект управляет такси. По словам представителя компании, сенсоры, камеры, лидары и радары, установленные на автомобиле, собирают информацию об окружающем мире в диапазоне 360 градусов вокруг машины на расстоянии в несколько сотен метров. С этими данными работают алгоритмы компьютерного зрения и машинного обучения, которые оцифровывают полученную картину и воссоздают 3D-модель всего происходящего вокруг автомобиля.

«Сначала мы определяем положение машины на дороге с сантиметровой точностью. Затем распознаем других участников движения, их скорость, направление движения, размер, и предсказываем их дальнейшее поведение. После того, как мы построили картину окружающего мира и узнали заданный маршрут движения, мы начинаем планировать, как должен вести себя автомобиль. Весь процесс происходит в режиме реального времени и не прекращается во время движения автономного автомобиля и его остановки», – рассказали в «Яндексе».

Специалисты компании подчеркнули, что для самостоятельного передвижения беспилотного такси нужны не только сенсоры, но и специальные высокоточные 3D-карты, технологии компьютерного зрения и машинного обучения, а также алгоритмы принятия решения и выбора оптимальной траектории в соответствии с прогнозом развития дорожной ситуации, который система тоже должна уметь делать.

Часть необходимых технологий уже долгое время используется и развивается в других сервисах Яндекса: например, компьютерное зрение используется для поиска картинок, маршрутизация – в картах и навигаторе, а машинное обучение представлено почти во всех сервисах компании.

Читайте также: Фантазия или реальность: готов ли искусственный интеллект захватить мир>>

Плюсы и минусы беспилотного такси

В пресс-службе «Яндекса» также назвали преимущества беспилотных такси.

«Автономные автомобили не нарушают ПДД, не отвлекаются во время вождения, постоянно сканируют все пространство вокруг себя на 360 градусов с помощью радаров, лидаров и камер и видят объекты в радиусе до 300 метров. Поэтому для таких машин непредвиденных ситуаций на дороге намного меньше, чем для обычного водителя. А если все же возникнет непредвиденная опасность на дороге, водитель-испытатель возьмет управление на себя», – отметили в корпорации.

Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев считает, что с заменой привычных авто на «умные» машины снизится стоимость поездок и потребление топлива, разгрузятся дороги, за ненадобностью управлять транспортом появится возможность работать или отдыхать во время поездки, а слабовидящие люди смогут ездить на автомобиле сами.

При этом эксперт подчеркивает, что беспилотные автомобили не устранят главные проблемы мегаполисов – пробки и проблемы с экологией, а программному обеспечению нельзя доверять полностью. Негативным следствием повсеместного распространения «умных» машин станет, по его мнению, потеря рабочих мест водителями.

Иное мнение у руководителя направления партнерских программ компании «Передовые Платежные Решения», эксперта по автострахованию Алексея Карева.

«Если говорить про плюсы и минусы беспилотного такси, то в сравнении с классическим такси ничего принципиально не изменится. Даже стоимость поездок не станет ниже, так как обслуживание технически сложных устройств – это существенная часть затрат, также не стоит забывать и об инженере в салоне авто», – уверяет собеседник РИАМО.

Читайте также: Никогда не поздно: как водитель такси в 60 лет получил IT‑специальность>>

Готова ли Россия к обновлению таксопарков «беспилотниками»

По словам Ольги Кузнецовой, тестирование беспилотных авто Uber показало, что доля смертельных ДТП с ними превышает ожидаемые оптимистичные прогнозы, поэтому массовый переход к «умным» машинам невозможен.

В свою очередь Дмитрий Матвеев считает, что в настоящее время Россия не готова к обновлению таксопарков беспилотными авто ввиду следующих причин:

  • низкого уровня доступа к новейшим технологиям;
  • недостатка полигонов для тестирования таких автомобилей;
  • плохого качества российских дорог;
  • недостаточного покрытия дорог сетью 4G;
  • нежелания инвесторов вкладывать свои средства в соответствующую инфраструктуру из-за высоких рисков.

Читайте также: Технология NFT: шаг к метавселенной или неэффективный инструмент>>

Будущее беспилотных такси в России

В пресс-службе «Яндекса» отметили, что переход к роботакси – это постепенный процесс, а ситуация, при которой все таксисты неожиданно лишатся работы, просто невозможна.

Пока же спрос на такси продолжает расти, и водителей требуется все больше, уверяют в компании. Когда автономные автомобили станут более широко использоваться в такси, это поможет сбалансировать растущий спрос на водителей, считают в «Яндексе».

«В дальнейшем произойдет то, что случается при автоматизации любых процессов: одна профессия уйдет, а вместо нее появятся другие. В случае с автономными автомобилями возрастет потребность в специалистах, которые будут разрабатывать технологию, проводить техническое обслуживание увеличивающегося парка беспилотных автомобилей», – прогнозируют в корпорации.

Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, доктор технических наук Михаил Якимов считает, что именно тот момент, когда автомобили станут приезжать на вызов абсолютно без участия человека, и положит начало эпохе роботизированных такси. И случится это, по мнению эксперта, не в ближайшие годы.

«Скорее всего, переход к полностью автоматизированным транспортным средствам произойдет в первую очередь не в автомобильном, а в железнодорожном, водном и даже авиационном транспорте. Автомобили станут последним видом транспорта, который перейдет на полностью роботизированную систему с автоматикой без участия человека», – прогнозирует Якимов.

Он подчеркивает, что именно автомобильный транспорт, особенно работающий в городах, находится в постоянном трафике наряду не только с другими транспортными средствами, но и с пешеходами, формирующими довольно интенсивный поток дорожного движения.

«И именно наличие большого пешеходного потока, причем с использованием средств индивидуальной мобильности, является основным ограничением развития высокоавтоматизированных транспортных средств в городах и будет таковым независимо от технического и технологического прогресса развития самих транспортных средств», – объясняет собеседник.

Читайте также: Искусственный интеллект в медицине: как новые технологии лечат пациентов уже сейчас>>