Блинкен в Поднебесной: отношения США и Китая и их влияние на Россию
В июне состоялся первый за пять лет официальный визит государственного секретаря США в Китай. Глава американской дипломатии Энтони Блинкен провел переговоры на самом высоком уровне, в том числе с председателем КНР Си Цзиньпином, по итогам которых стороны сделали ряд довольно громких заявлений, позволяющих рассуждать о возможном потеплении отношений между странами. Однако буквально на следующий день президент США Джо Байден назвал главу Китая «диктатором», чем свел на нет все прозвучавшие ранее позитивные для двусторонних перспектив слова. Что именно произошло в ходе поездки Блинкена и после нее, читайте в материале РИАМО.
Прорывные заявления Си Цзиньпина и Блинкена
В ходе своего визита американский госсекретарь сначала встретился с равным себе по статусу главой МИД КНР Цинь Ганом, а на следующий день – с куратором внешней политики от коммунистической партии Китая Ван И, который занимает более высокое место в китайской властной иерархии. Но и это был не конец: в тот же день, 19 июня, Блинкена удостоил получасовой аудиенции лидер КНР Си Цзиньпин. По итогом этой встречи прозвучали важные заявления, которые можно было расценить как серьезный поворот в американо-китайских отношениях.
По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, которое он выразил сразу по итогам визита Блинкена, переговоры выглядели как прорыв.
«Китай заявил, что он не будет бороться с США в глобальном пространстве. Китай будет уважать интересы США. И не будет бросать вызов этим интересам США. И не будет пытаться подменить США. То есть будет признавать роль США как глобального лидера?», - написал политолог.
«США заявили, что не будут делать шаги к признанию независимости Тайваня. И США не будут пытаться сменить политическую систему Китая. Если это так, то, возможно, стороны договорились, что США остаются единственной глобальной сверхдержавой. А Китай будет уверен, что Тайвань это Китай и больше не будет трений Китая и США из-за Тайваня. И Китай не будет под атакой США в смысле "цветных революций". Си заявил, что человечеству нужны хорошие отношения Китая и США и судьба человечества зависит от этих отношений», – изложил итоги переговоров эксперт.
Как отметил Марков, «если эти заявления отражают реальность, это может быть плохая новость для России. И это может быть хорошая новость для мировой экономики».
Байден назвал Си Цзиньпина «диктатором»
Через день после визита Блинкена в Китай президент США Байден в публичном выступлении назвал Си Цзиньпина «диктатором», в очередной раз вспомнив историю с китайским аэростатом, зашедшим в воздушное пространство США в январе этого года и впоследствии сбитым американскими военными.
Заявление Байдена прозвучало как резкий контраст с тем, о чем всего лишь днем ранее заявляли председатель КНР и госсекретарь США. Возникла версия, что американский президент действовал по собственной инициативе, не согласовывая свои слова с приоритетами государственной политики. Сергей Марков даже предположил, что этот поступок может повлечь за собой печальные последствия для Байдена.
«Ремарка о Си может очень дорого стоить Байдену. Представьте себе, Глубинное Государство США долго готовится к переговорам с Китаем, в общем успешно их проводит в Пекине. Эти переговоры очень важны, чтобы временно снизить конфликт с Китаем, чтобы сосредоточиться на войне с Россией и победить Россию. Все идет трудно, но есть успехи», - предполагает Марков.
«И тут появляется дурачок Байден и сжигает большую часть успеха, который достигнут с таким трудом. А нужен ли этот дурачок на второй президентский срок? Не слишком ли это большой риск? Так сейчас думают многие в Глубинном Государстве США. И это может стоить Байдену второго президентского срока», – написал директора Института политических исследований в своем телеграм-канале.
Правда, по мнению других аналитиков, заявление Байдена стало скорее выражением реальных итогов переговоров в Пекине, которые сильно разошлись с позитивными декларациями.
Отношения Китая и США находятся в низшей точке
В беседе с РИАМО политолог МГУ имени М.В.Ломоносова Артем Косоруков сказал, что слова Байдена «свидетельствуют о разочаровании, о том, что не получилось наладить отношения и они находятся в низшей точке». По мнению эксперта, Китаю оказался не нужен договор о транстихоокеанской свободной торговле – вместо этого страна предпочитает осуществлять собственную стратегию в Юго-Восточной Азии.
«Если говорить о каких-то договоренностях в сфере безопасности, то их сейчас между Китаем и Соединенными Штатами нет. Важно, что нет даже прямого канала связи между военными Китая и Америки. Вот, например, между военными России и Америки такой канал связи есть. Благодаря этому мы можем предупреждать друг друга о пусках баллистических ракет и так далее. А Китай и США не общаются по прямой линии. У них, конечно, нет риска ядерной конфронтации, но если что-то подобное начнется, я бы им очень советовал подобный канал наладить», – отметил Косоруков.
Любопытно, что налаживание военного канала связи было важным моментом интервью, которое Блинкен дал американской журналистке Маргарет Бреннан по итогам своего визита. Госсекретарь США сказал, что, несмотря на все усилия американской стороны, организовать такой канал пока не получается.
Как Китай расширяет сферу своего влияния и почему поддерживает Россию: взгляд синолога>>
Что хотел Блинкен от Си Цзиньпиня
Помимо данной проблемы, на переговорах в Пекине обсуждались и другие болезненные проблемы двусторонних отношений. О некоторых из них рассказал бывший кандидат в президенты Украины и бывший спикер парламента Новороссии Олег Царев.
«Блинкен поехал в Китай за поддержкой, рассчитывая на помощь в избирательной кампании и исходя из того, что Байден для Китая меньшее зло, чем Трамп. Помощь в выборах по принципу «ты мне, я тебе» – обычное дело в политике. (…) Блинкен мог попросить, например, отложить вопрос открытия китайской военной базы на Кубе. (…) Он мог попросить что угодно – неважно, что именно. Важно, чтобы Байден, который отчаянно нуждается в помощи, при этом выглядел героем.
Судя по всему, а особенно по реакции Байдена, выплеснувшейся после разговора с вернувшимся из Китая Блинкеном, Си Цзиньпин в помощи Байдену отказал», – написал Царев в своем телеграм-канале.
Похожей точки зрения придерживается бывший председатель Совета министров ЛНР Марат Баширов.
«Блинкен ездил договариваться о поддержке Китаем Байдена на выборах президента США в 2024 году. Любой из заявленных треков принес бы Байдену голоса. Любой: борьба с фентанилом, текущим из Мексики, сохранение торговых отношений, ограничение ядерной программы КНДР, освобождение арестованных американцев, взаимодействие Пентагона и НОАК, китайский пост прослушивания на Кубе. Но ответа Блинкен не получил, зато раскрыл слабые места кампании Байдена», - написал Баширов.
«И Байден, неудовлетворенный итогами визита, в старом колониальном формате мышления немедленно назвал председателя Си диктатором, уничтожив пусть слабые, но хоть какие-то результаты работы Блинкена. Плюс сейчас администрация Байдена подвергнется критике со стороны республиканцев за заигрывание с Пекином», – написал экс-председатель в своем телеграм-канале.
По мнению эксперта, произошедшее на руку России.
«Усиление давления на Китай, к чему призывают республиканцы, сплачивает союз России и Китая, а перенос части военной силы в Юго-Восточную Азию ослабит помощь Украине», – полагает Баширов.
Коммунисты – принципиальный враг США
По мнению Артема Косорукова, для сближения США и Китая сейчас в принципе нет исторических предпосылок, и ключевую роль в этом играют разногласия стран по вопросу Тайваня.
«Возможно наращивание торговли, восстановление ее допандемийного уровня, но не более того. Любой конфликт вокруг того же Тайваня можно все это очень серьезно оборвать. Единство Китая не восстановлено, и США играют здесь ключевую роль. Если бы они полностью перестали поддерживать Тайвань и согласились на расширение территории Китая на Парасельские острова и острова Спратли – другой вопрос», – отметил собеседник РИАМО.
Кроме того, Косоруков уверен, что немаловажную роль играют и идеологические противоречия: для США коммунистический режим – принципиальный враг.
«Для Китая, если говорить о руководстве, коммунистический вектор никто не снимал с повестки. Это некая политическая модель власти, которая с помощью капиталистических инструментов распространяет свое влияние глобально, и Соединенные Штаты в этом смысле для Китая – препятствие. Они мешают Китаю занять мировое торгово-экономическое пространство своими товарами и услугами», – полагает политолог МГУ.
Китай усиливает экономическую экспансию в Центральную Азию: насколько это опасно для России>>
Как отношения Китая и США могут сказаться на России
Как отмечает Косоруков, гипотетическое потепление отношений между Китаем и США было бы для России самым негативным исходом. По его словам, без Китая Россия с трудом могла бы найти источники поставок оборудования и потребительских товаров, а также хеджирования рисков и получения банковского капитала.
Но этого не происходит, потому что российско-китайская заинтересованность в сотрудничестве обоюдна.
«Точно так же, как Китай не хочет терять стратегически защищенный Север – то есть чтобы Россия, условно говоря, вошла в НАТО и угрожала ему с севера – точно так же и Россия не хотела бы, чтобы Китай был союзником США и может быть даже выдвигал территориальные претензии к России, под которые при желании можно найти историческую почву», – отметил собеседник РИАМО.
При этом, по мнению Косорукова, на ходе СВО даже гипотетический разрыв с Китаем никак не скажется.
«Россия полностью импортозаместила свои военные производства и в этом смысле полностью полагается на свои силы. У нас достаточная производственная база, у нас хватает ресурсов и специалистов по всем областям вплоть до электроники – сейчас как раз строятся новые четыре завода. То есть СВО точно будет доведена до конца», – уверен эксперт.
Кроме того, политолог отмечает, что у России есть и другие важные партнеры, такие как Иран и Индия с ее «безбрежным рынком».
«То есть Китай хоть и центральный партнер, но он не является геймчейнджером. Без него Россия с потерями, допустим, в несколько процентов ВВП, все равно бы и СВО выиграла, и из кризиса вышла, и преодолела бы все вопросы, связанные с замещением импорта», – полагает собеседник РИАМО.