Автомобильные и пешеходные: как мосты в Москве улучшают транспортную доступность

Автомобильные и пешеходные: как мосты в Москве улучшают транспортную доступность
Акценты
Рендеры Москомархитектуры

Фото - © Рендеры Москомархитектуры/Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Новые трассы и магистрали, реконструкция устаревших развязок-«клеверов», строительство пешеходных и автомобильных мостов – все это является частью нового транспортного каркаса Москвы. В материале РИАМО рассказываем, какие дороги строят, в чем уникальность новых трасс и как мосты и эстакады помогают улучшать транспортную доступность Москвы.

Московский скоростной диаметр – 68 километров бессветофорного движения

Для чего нужен МСД

Фото - © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Фото - © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Фото - © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Московский скоростной диаметр является единственной в России самой протяженной внутригородской магистралью. МСД проходит с севера на юг – от магистрали М-11 «Нева» до М-2 «Крым» и имеет выезд на строящуюся высокоскоростную трассу М-12 «Восток» (Москва – Нижний Новгород – Казань).

Московский скоростной диаметр образовался из двух участков скоростных магистралей – Северо-восточной хорды (СВХ) и Юго-восточной хорда (ЮВХ), и представляет из себя шестиполосную трассу, свободную от светофоров и пешеходных переходов. Разрешенная скорость на трассе – 90 км/ч. Эта уникальная магистраль является частью транспортного каркаса столицы, который формируется по поручению мэра Сергея Собянина.

МСД построен для того, чтобы улучшить транспортную доступность внутри Москвы, работу общественного транспорта уменьшить количество заторов и разгрузить Садовое кольцо, МКАД и ТТК. Сокращение нагрузки происходит за счет того, что транзитный транспорт теперь почти не пересекается с трафиком внутри столицы. У альтернативных дорог, которыми могут воспользоваться автомобили, проезжающие через Москву транзитом, есть большой запас пропускной способности. Транзитные автомобили могут воспользоваться ЦКАД.

Таким образом, миллионы автомобилистов смогут совершать более быстрые и комфортные поездки из одной части Москвы в другую. Автомобили экстренных служб могут быстрее добираться до места происшествия. В зависимости от расстояния и времени суток время в пути сократится от 10 до 50 минут. Кроме того, благодаря снижению количества пробок сокращается число вредных выбросов, а значит улучшается экология и снижается уровень шума в прилегающих районах.

Очередной участок Московского скоростного диаметра (МСД) от Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) до трассы Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе готов на 45 процентов. Об этом в своем телеграм-канале сообщил Сергей Собянин.

«Участок пройдет по тоннелю под 32-м километром МКАД, мосту над рекой Битцей, тоннелю под Симферопольским шоссе и эстакаде над Варшавским шоссе», — написал Мэр Москвы.

Как диаметр соединяет районы Москвы

Фото - © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

МСД предназначен для скоростного транзитного движения автомобилей. Новая трасса столицы свяжет крупнейшие вылетные магистрали: Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское, шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское и Варшавское. Всего в рамках МСД будет реализовано порядка 14 развязок, среди которых есть пятиуровневая, которая обеспечивает выезд на трассу М-11 «Нева». МСД улучшает транспортную доступность 48 районов города, где проживает более 4,5 миллионов человек. Кроме того, магистраль помогает улучшать транспортное сообщение с аэропортами «Шереметьево» и «Домодедово», повышает доступность «Восточного вокзала».

«Особенностью и уникальностью МСД является то, что большая часть дороги проходит по эстакадам и искусственным сооружениям. В составе скоростного диаметра в Москве построены одни из самых длинных эстакад в городе - от Ярославского шоссе до Дмитровского шоссе (2,4 км) и протяженность 2,5 километра на участке от МКАД до шоссе Энтузиастов. Искусственные сооружения на МСД имеют общую протяженность протяженность 57,7 километров», – отметил руководитель столичного Департамента строительства Рафик Загрутдинов.

Всего на МСД построено 140 эстакад, путепроводов, мостов и тоннелей. И вдвое больше, чем на ТТК, где таких сооружений всего около 60.

Сколько стоит проезд по МСД

Фото - © Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Проезд по Московскому скоростному диаметру бесплатный для автомобилей с номерами Москвы и Московской области, для общественного транспорта, школьных автобусов, автомобилей спецслужб. Грузовым автомобилям въезд на МСД запрещен (кроме тех, у кого есть пропуск).

Для транзитных автомобилей проезд по МСД платный и составляет 950 рублей. Транзитным проезд считается, если транспорт дважды пересек границы ЦКАД в любом месте в течение 24 часов и проехал по МСД и если между въездом автомобиля на МСД и съездом с МСД прошло не более 2 часов.

Трасса «Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе» - транспортная артерия ТиНАО

Фото - © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Еще один масштабный транспортный проект столицы - магистраль «Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе» в Новой Москве. Она связывает 4 магистрали и проходит от Боровского шоссе до Киевского шоссе, далее – через Калужское шоссе до Варшавского шоссе. Трасса станет полноценным дублером МКАДа на юго-западе Москвы и является важнейшей транспортной артерией ТиНАО.

Магистраль строится в несколько этапов и имеет протяженность 22,5 километров. Здесь тоже немало эстакад, тоннелей и путепроводов – всего 23 сооружения. Сейчас трасса готова на 72%. Из пяти участков, на которые поделено строительство дороги, 3 уже введены в эксплуатацию. Проехать уже можно от Боровского шоссе до ТПУ «Столбово».

Два участка от ТПУ «Столбово» до улицы Поляны и от улицы Поляны до Варшавского шоссе в настоящий момент строятся, пустить по ним движение планируется в 2026 году.

Проезд по новой трассе бесплатный. Благодаря новой дороге улучшается транспортная доступность для жителей Новой Москвы, перераспределяется нагрузка, уменьшается количество заторов, транспортом обеспечены соседние районы.

Южная Рокада, перестройка старых «клеверов» и мосты

Фото - © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Фото - © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Важной частью дорожной инфраструктуры является строительство Южной Рокады, которая уже готова на 89%. Общая строительная длина Южной рокады – 64,2 км. Строительство разделено на 8 участков, из которых в настоящее время 4 участка – построены (32,5 км), строятся еще 4 – от улицы Каспийской до 1-го Котляковского переулка; на улице Донецкой на участке от улицы Подольская до Курьяновской набережной; от улицы Марьинский парк до МКАДа; и транспортная развязка на пересечении МКАД с улицами Верхние Поля и Капотня.

Благодаря Южной Рокаде улучшится транспортная доступность четырех округов Москвы – ЗАО, ЮЗАО, ЮАО, ЮВАО и 24 районов с населением около 2,7 миллионов человек. Дорога соединит Восточный и Западный участки МКАД, Кутузовский проспект, Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе, Липецкую и Люблинскую улицу, Бесединское шоссе и ул. Верхние Поля. Проезд по дороге будет бесплатным. Срок реализации всего проекта – II квартал 2024 года.

Кроме того, дороги Москвы активно избавляют от устаревших развязок в виде «клеверов». Их превращают в многоуровневые сооружения с направленными съездами и тоннелями с большей пропускной способностью, которые более эффективно справляются с трафиком и не допускают пересечения потоков. Уже 20 развязок общей протяженностью около 170 (167,3) километров открыты для движения. В сентябре 2023 года в рамках объекта досрочно завершены работы и введен 1 этап транспортной развязки на пересечении МКАД с ул. Липецкая, в рамках которой построено 5,5 км дорог, в том числе 6 путепроводов (936 м) и 1 тоннель (84 м). Всего к 2025 году будут полностью реконструировано 22 «клевера». После реконструкции пропускная способность развязки увеличивается в среднем на 30%.

Фото - © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Фото - © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Ну а мосты, которые являются неотъемлемой частью дорог и развязок, несут не только функциональную нагрузку, но и являются красивым и гармоничным элементом городской архитектуры. С 2011 по 2022 годы департаментом строительства возведено 22 моста, а с начала 2023 года построено еще три моста. В Москве появились – мост через затон Новинки, Сабуровский мост на одном из участков МСД и мост через реку Пехорка для соединения северного направления МСД с автомобильной дорогой М-12 «Восток».

Еще пять мостов появится до 2025 года. Сейчас строятся мост через реку Битца участка МСД от МКАД до автомобильной дороги «Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе», мосты в створе улицы Мясищева и в створе Берегового проезда. Еще два проектируются вблизи Новозаводской улицы и через реку Раменка.

Мосты для пешеходов: комфорт, безопасность и эстетика

АО «Мосинжпроект»

Фото - © АО «Мосинжпроект»/Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

В мегаполисе важно строить не только автомобильные дороги, но и создавать безопасные и комфортные условия для пешеходов и велосипедистов. Одним из удачных решений являются пешеходные мосты, по которым пешеходы могут переходить водоемы, овраги, железные и автомобильные дороги и при этом не останавливаться на светофорах и не переживать за свою безопасность. Кроме того, мосты, оборудованные лифтами, пандусами и эскалаторами делают прогулку еще и комфортной.

«В Москве при строительстве мостов большое внимание уделяется эстетическому решению. При проектировании и строительстве используются конструкции плавных, пластических и криволинейных форм, которые гармонируют с природным окружением и органически вписываются в архитектурно-пространственную композицию соответствующей территории, а также соединяют воедино стиль отдельно стоящих зданий. Таким образом пешеходные мосты становятся достопримечательностью и важной отличительной чертой района», – отметил Рафик Загрутдинов.

Какие пешеходные мосты строят в Москве

Фото - © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Сейчас в столице строятся три пешеходных моста, а всего до 2026 года их появится семь. Пешеходный мост через Нагатинский затон имеет протяженность 220 метров и он позволит создать альтернативный пешеходный маршрут с уменьшением времени доступа на 30-40% для жителей комплекса «Ривер Парк».

Велопешеходный мост через Яузу рядом с МГТУ им. Н.Э. Баумана от Госпитальной набережной до Рубцовской протяженностью 243 метра готов почти на 56%. Обеспечит велопешеходную связь между учебными корпусами МГТУ им. Н.Э.Баумана.

58-метровый пешеходный мост через Водоотводной канал Москвы-реки соединит стрелку Золотого острова и Крымскую набережную. Этот объект имеет 70% готовность и будет частью пешеходных маршрутов, проходящих вдоль Болотной, Крымской и Якиманской набережных в районе арт-пространства «Красный октябрь», к тому же объединит в единый туристический маршрут участок от Центрального парка культуры и отдыха им. М.Горькогo к острову Балчуг и культурному центру «ГЭС-2».

Где еще появятся мосты для пешеходов в Москве

Фото - © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

На стадии проектирования находятся еще четыре пешеходных моста. Так, через затон Новинки появятся два моста протяженностью 115 и 150 метров. Эти объекты запланированы в рамках благоустройства набережной Марка Шагала и затона Новинки на участке от МЦК до Проектируемого проезда № 4062. Кроме мостов после благоустройства здесь появятся павильоны, причалы для водных аттракционов, проката водного транспорта и размещения сада водных растений и многое другое.

Пешеходный мост в 500 метров с подходами появится через Москву-реку от Мневниковской поймы до улицы Островной, улучшит пешеходную инфраструктуру районов Хорошево-Мневники и Крылатское и станет частью новых прогулочных маршрутов. Проектируемый пешеходный мост черед Москву-реку от Мневниковской поймы в сторону парка Фили будет иметь протяженность 400 метров и соответственно станет частью пешеходных маршрутов районов Хорошево-Мневники и Филевский парк.