Агентство АКРА назвало процессы, меняющие структуру российской экономики в наши дни

Агентство АКРА назвало процессы, меняющие структуру российской экономики в наши дни
Акценты

Фото - © РИА Новости

Российское рейтинговое агентство АКРА на днях опубликовало на своем сайте исследование «Борьба плюса и минуса: ВВП, структура, рост», посвященное анализу нынешних экономических процессов в России и прогнозированию изменений в будущем. Как, по мнению агентства, меняется структура российской экономики, читайте в материале РИАМО.

Добыча и переработка снижаются, рынки сбыта меняются

Максим Богодвид

Фото - © Максим Богодвид/РИА Новости

АКРА считает, что в нынешнем году физические объемы производства в нефтегазовом секторе сократятся на 3–5% по сравнению с показателем 2022 года из-за более сложных условий для экспорта. По мнению агентства, это касается прежде всего переработки нефти, поскольку европейские направления экспорта заменить сложно, ведь нефтепродукты – это менее однородные продукты на более фрагментированном рынке, чем нефть и газ.

В исследовании отмечается, что добыча газа сокращается в основном на традиционных месторождениях Западной Сибири, поскольку они ориентированы на трубопроводный экспорт в Европу, в то время как месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока разрабатываются активнее.

Инвестбанкир Коган пояснил, как цены на нефть и газ будут влиять на экономику РФ в 2023 г>>

Торговля меняет логистику

william william

Фото - © william william/Unsplash.com

По данным АКРА, из-за торговых санкций Запада общий объем прямого товарооборота России с Европой снизился за год примерно на 35% (в частности, на 45% сократился прямой импорт товаров в Россию).

«При этом товарооборот Европы с соседями России в 2022 году вырос на десятки процентов для отдельных стран. Это косвенно подтверждает тот факт, что наряду с изменением торговых партнеров происходит торговля в режиме параллельного импорта. Таким образом, изменились и могут продолжить меняться логистика, география спроса на транспортные услуги и инфраструктуру», – говорится в исследовании.

Наблюдаемые изменения затронули прежде всего транспортную, строительную сферы, а также розничную торговлю, пишет АКРА.

Меняются цепочки производства в автомобильной отрасли

М. Мишин

Фото - © М. Мишин/Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Агентство отмечает, что в результате внешних торговых ограничений российское автомобилестроение столкнулось с очень серьезными вызовами.

«Регионы, на территории которых были сконцентрированы крупные иностранные предприятия по выпуску автомобилей и комплектующих, испытали существенное снижение объемов промышленного производства в данной категории. Часть предприятий анонсировали или ожидают запуска сборки иных брендов, однако даже в случае начала производства китайских аналогов быстрый выход на уровень 2021 года вряд ли возможен», – считают аналитики.

Агентство объясняет - некоторые российские регионы, напримерЛенинградская и Московская области, Санкт-Петербург, Москва и Республика Татарстан, славятся не только крупными заводами по производству автомобилей, но и более диверсифицированной экономикой по сравнению с остальными субъектами, поэтому спад в автопроме оказывает на них меньшее негативное влияние.

И добавляет, что импортозамещение в отрасли нацелено на поиск локальных комплектующих для отечественных автомобильных брендов, а также на переориентацию на азиатские бренды.

«Старое» машиностроение получает новый импульс

М. Мишин

Фото - © М. Мишин/Пресс-служба мэра и правительства Москвы

«На фоне вынужденного или естественного импортозамещения вырос спрос на аналоги некоторых видов импортных комплектующих, сырья и средств производства. Во многих случаях единственным вариантом удовлетворения этого спроса в 2022 году был поиск незанятых мощностей у имеющихся производителей, выпускающих неполные аналоги, и адаптация собственных процессов», – говорится в исследовании.

По оценкам агентства, наиболее заметное увеличение загрузки в промышленном производстве произошло в гражданском машиностроении, а также в оборонной сфере. В регионах со значительной долей оборонной промышленности, например, в Ростовской, Курганской, Свердловской, Брянской областях,Приморском крае и ряде других субъектов, наблюдается не падение, а значительный рост промышленного производства.

Рынок электрокаров в России: поддержка государства и перспективы развития>>

Госинвестиции и крупные проекты – в приоритете

Фото - © Сайт мэра Москвы

Названная тенденция отмечается в транспортной сфере и инфраструктурном строительстве.

Роль государства как источника средств и заказчика инвестиций в указанных сегментах повышается с ростом бюджетных расходов на проекты, констатируют аналитики. По данным АКРА, доля государственного финансирования вложений в основной капитал выросла за 2022 год на 4% по сравнению с 2021 годом.

«Специфика государственных инвестиций заключается в том, что они традиционно тяготеют к крупным территориально сконцентрированным проектам, которые легче планировать и контролировать. Таким образом, относительное преимущество получают регионы и отрасли, обеспечивающие подобные проекты, как правило, уже начатые. Крупные проекты, осуществление которых уже началось, остаются в приоритете и у корпораций», – объясняет агентство.

К таким проектам АКРА относит международный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай», проходящий через Оренбургскую, Самарскую, Нижегородскую, Владимирскую области, Республику Башкортостан и Республику Татарстан, Амурский газоперерабатывающий завод (Амурская область), а также газопровод «Сила Сибири-2».

Ускоряется вертикализация бюджетов

Фото - © Adobe Stock

Этот процесс, по мнению аналитиков, происходит в финансовой сфере и госуслугах.

«Структурные изменения экономики, в которых государство играет значительную роль, влекут за собой необходимость более интенсивного перераспределения бюджетных средств. Перераспределение идет как через систему бюджетных трансфертов, так и посредством взаимодействия с госбанками и госкорпорациями», – объясняет причину вертикализации бюджетов АКРА.

Агентство отмечает, что в 2022 году от этого процесса выиграли субъекты с относительно высокими показателями долговой нагрузки, которым Минфин РФ рефинансировал часть коммерческого долга бюджетными кредитами либо дал новые займы на инфраструктурные проекты. В число таких регионов вошли Нижегородская, Кемеровская и Московская области, Краснодарский и Хабаровский края, а также многие другие субъекты.

«В будущем рассматриваемый процесс может в большей степени позитивно повлиять на восточные и юго-восточные регионы России за счет направления государственных инвестиций на развитие инфраструктуры на этих территориях», – полагает АКРА.