Жостовская роспись: 150 форм металлических подносов и уникальный растительный орнамент

Жостовская роспись: 150 форм металлических подносов и уникальный растительный орнамент
Истории
Александр Манзюк

Фото - © Александр Манзюк/РИАМО

В 1825 году в подмосковной деревне Жостово зародился русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов. В основе мотива жостовской росписи – цветочный орнамент, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. В материале РИАМО рассказываем, как зародился народный промысел, как мастерам удалось сохранить традиции и где сегодня можно научиться расписывать подносы.

Как появилась жостовская роспись: от росписи папье-маше до металлических подносов

Николай Корешков

Фото - © Николай Корешков/РИАМО

Роспись именно подносов появилась в подмосковном поселке Жостово в XIX веке, благодаря предприимчивым братьям Вишняковым, которые мастерили шкатулки, сухарницы, портсигары, кошельки, чем не сильно отличались от своих соседей из Федоскина. Но потом братья переключились на подносы, так как в то время это был предмет, которым обязательно должен обладать зажиточный крестьянин. Красивый поднос ставили на всеобщее обозрение и таким образом демонстрировали свой статус.

Изначально подносы делали из папье-маше и расписывали изделия из этого материала. Но это не слишком удачное решение для подноса, который ставили под самовар, и использовали в практических целях. Поэтому вскоре расписывать стали подносы металлические. А сам промысел появился на основе Тагильской лаковой подносной росписи, которую князья Демидовы завезли с Урала в несколько подмосковных сел – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое и другие. В отличие от тагильской росписи, жостовская считается более сложной и трудозатратной.

В 20-х годах XX века в деревнях стали организовываться трудовые артели. В 1928 году те артели, которые находились рядом с Жостово, объединились в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне. В советский период в живопись пытались внести актуальные изменения – изображать советские темы и сюжеты. Но мастерам смогли отстоять традиции именно цветочного орнамента и народного промысла.

Сейчас жостовские подносы – это не столько предмет быта, сколько уникальный вид русского народного искусства, привлекающий внимание на выставках в России и за рубежом.

Как создаются подносы для жостовской росписи

Константин Семенец

Фото - © Константин Семенец/Пресс-служба Губернатора и Правительства Московской области

Подносы изначально ковали вручную. За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм, и в наши дни 32 из этих форм изготавливают на фабрике с помощью пресса, а остальные — по-прежнему вручную, с помощью ножниц по металлу и специальных молотков («наводильников»).

После ковки металлическую заготовку обезжиривают, шпатлюют и тщательно шлифуют. Поверхность после этого становится абсолютно ровной и на нее наносят грунт по металлу. И только после этого заготовку покрывают двумя слоями эмали, просушивая и шлифуя каждый слой.

Черный цвет для жостовского подноса является традиционным – материалом для такого фона была сажа. Но этот цвет вовсе не обязателен. Так, к праздникам фоном для подносов был красный, синий или зеленый к Пасхе, Рождеству или Троице, соответственно.

Существуют и другие, более сложные фоны, такие как малахитовый, сапфировый или «под заморский черепаховый панцирь».

Роспись подносов: как создается цветочный рисунок и какие сюжеты могут быть

Николай Корешков

Фото - © Николай Корешков/РИАМО

Николай Корешков

Фото - © Николай Корешков/РИАМО

Николай Корешков

Фото - © Николай Корешков/РИАМО

Над подносом трудится сначала мастер по ковке, потом другой мастер наносит грунт, а уже на последнем этапе за дело берется художник. Расписывают в Жостово разные формы – круглые, овальные, фигурные, но в любом случае у работы есть своя последовательность. Классический стиль предполагает несколько композиций: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок», «Ветка с угла». Цветов должно быть нечетное количество.

Для работы художнику нужны беличьи кисти и масляная краска, которую разводят льняным маслом. Кисти имеют разную толщину и у каждого мастера есть свой набор и своя манера росписи, которая в жостовской росписи многослойная. Первый слой называется «замалевка». На этом этапе мастер краской как бы раскидывает пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Тут уже нужно иметь определенный замысел и работать в соответствии с формой подноса. Далее идет процесс сушки.

Второй слой росписи называется «тенежка». Тут наносится «прозрачная» (лессировочная) краска на темные части цветов и листьев. Третий этап – «прокладка». Здесь художник светлые места выделяет плотной, непрозрачной краской, уже появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев.

Следующий этап – «бликовка» и у каждого мастера она своя. У кого-то широкая и мягкая, у кого-то мелкая и дробная. Следующим этапом «чертежкой» художники прочерчивают светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. «Семенцом» называют прорисовку пестиков и тычинок в цветах и бутонах, ну а «привязка» - это легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. И этот этап тоже имеет отличительные черты у каждого автора.

После завершения всех этапов росписи поднос высушивается и передается в руки мастеру- орнаменталисту, который наносит узор по бортику подноса, после чего изделие покрывают лаком.

Как расписать свой поднос в Жостово

Александр Манзюк

Фото - © Александр Манзюк/РИАМО

Сегодня фабрика в Жостово – это не только производство, все желающие могут посетить музей, фирменный магазин, художественную студию и мастер-классы, на которых можно создать собственный шедевр. На мастер-классе участникам раздадут заготовки и все необходимые инструменты. Записаться на экскурсию и мастер-класс можно на сайте фабрики.

Адрес: г.о. Мытищи, дер. Жостово, ул. Дивная, стр 15

Контакты:+7 (495) 981-39-89

Сайт:https://zhostovo.ru/