Профессия учителя: как и чему учили детей в школах в разные времена
5 октября во всем мире отмечается День учителя. История образования насчитывает как минимум шесть тысяч лет – с тех пор, как в Месопотамии изобрели письменность. За столетия и школы, и дисциплины, и способы обучения преобразились кардинально. Интересные факты об учителях и школах разных стран и эпох – в материале РИАМО.
Религия как краеугольный камень образования
Существует распространенная версия, что до крещения Руси люди школ не посещали, получая общие знания о мире от родителей, а о своей будущей профессии – от наставников-ремесленников. Однако часть историков полагает, что в языческую эпоху на Руси все-таки существовало некое подобие учебных заведений: родители отдавали детей на обучение к служителям языческого культа. По сути, они и были первыми (и единственными) учителями в Древней Руси.
В результате такого наставничества воспитанники получали широкий набор религиозных знаний, имели представление о счете, календаре сельскохозяйственных работ, а также сведения о лечении болезней и свойствах различных растений. По окончании этого обучения, полагают историки, молодой человек мог остаться в числе служителей культа, а мог вернуться в родное селение и использовать полученные знания на пользу соплеменникам.
Однако потребность именно в массовом образовании населения возникла одновременно с крещением Руси. Граждан государства следовало ознакомить с новой религией, истолковать библейские законы и пересказать библейские сюжеты. Проповедники христианства Кирилл и Мефодий создали старославянскую азбуку специально для перевода священных текстов, а князь Владимир Святославович повелел создать школы под названием «Книжное учение» – они открывались главным образом при монастырях. Обучаться могли дети из богатых или почитаемых семей, а также отпрыски представителей духовного сословия.
Точное число преподаваемых предметов неизвестно, но в число уроков, безусловно, входили обучение грамоте и Слову Божьему, а основными учебниками служили Псалтирь и Часослов. Есть свидетельства, что в таких школах также могли преподавать греческий язык и латынь – для дипломатических связей и торговли с другими государствами.
Чему учили в русских школах
Найденные древнерусские берестяные грамоты, датируемые XI-XV веками, позволяют предположить, что детей также обучали основам судопроизводства на примитивном уровне: в них часто встречаются деловые формулы, например, «Взыскать с Данилы должки». Ученые полагают, что в начале второго тысячелетия грамотность на Руси была довольно распространена, так как среди берестяных записок попадаются и любовные послания (как от женщин, так и от мужчин), и просьбы о помощи, и сведения о проведенных сделках, и просто приветы от одного человека другому.
Во времена татаро-монгольского ига школьное обучение на Руси развивалось слабо. Зато в течение последующих веков начальное образование становилось все более доступным. «Азбуковник», первое известное «пособие для учителя», появившееся в конце XVII века, рассказывает, что в училищах того времени преподавали грамматику, землемерие, географию, звездознание (то есть астрономию), риторику, диалектику и, что интересно, хоровое пение. Хоровое церковное пение было обычным предметом и в простых, и в элитных учебных заведениях вплоть до начала XX века.
При Петре I во многих городах учредили «цифирные школы», где обучали элементарным грамоте и арифметике. Такие школы могли посещать дети и из низших сословий. А одним из важных решений Петра Великого было открытие Школы математических и навигацких наук, воспитанники которой, в зависимости от сословия, могли стать как моряками, так и военачальниками на флоте. Преподавали в этой школе не только арифметику и геометрию, но также астрономию, навигацию, фортификацию и географию.
В более поздние годы стали появляться земские и церковно-приходские бесплатные школы, народные училища, где получить начальное образование могли дети любых сословий (в том числе бывшие крепостные). При этом очень многие сельские учителя работали буквально на голом энтузиазме: они ставили своей целью духовное и интеллектуальное развитие детей и практически «жили» этой идеей, при этом жалованье сельских учителей, как правило, было небольшим. Однако такое подвижничество себя оправдывало: для детей из простых и бедных семей качественное начальное образование часто становилось своего рода социальным лифтом.
Роль учителя в школе – с древних времен и до наших дней
В Древнем Риме учителя негласно делились на две категории. Те, кто обучал грамоте, письму, простому счету, считались не слишком привилегированными, хотя им, как всем учителям, полагалось государственное обеспечение и различные льготы.
Совсем по-другому относились к учителям, которые преподавали более сложные, требующие большого внимания и мастерства предметы, такие как логика, риторика, философия, ораторское искусство, юриспруденция и основы права. Специалисты в этих сферах пользовались в античном обществе уважением и почетом. Прославленных ораторов и философов ученики слушались беспрекословно, ведь получить знания от таких гениев мысли считалось большой удачей и хорошим стартом на пути к политической карьере и высокому положению в обществе.
На Руси полагалось «почитать учителя как родителя своего». Учитывая, что «лишние» руки в крестьянских хозяйствах зачастую нужны были гораздо больше, чем ученая голова, среди простых людей обучение считалось своего рода привилегией. Окончивший школу ребенок мог стать единственным грамотным человеком на несколько селений.
Многие деревенские дети после начальной школы поступали в писари, что позволяло сменить тяжелую крестьянскую долю на «теплое местечко» в каком-либо учреждении. Таким образом, учеба давала ребенку из крестьянской семьи хорошие перспективы во взрослой жизни. Впрочем, почтение к учителю и прилежание в учебе основывались не только на чувстве ответственности. Роль дневника и оценок в школах практически повсеместно выполняли розги.
В европейском Средневековье за массовое обучение отвечали, как правило, представители духовенства. В их обязанности входило не только давать детям знания, но и направлять их души «на путь истинный». Хотя, безусловно, дети всегда были склонны к шалостям, в Средние века ученику строго рекомендовалось относиться к учителю с почтением. Немалую долю почтения также добавляли различные наказания. В целом, с античных времен и до наших дней физическое наказание учеников за вольности в поведении было скорее правилом, чем исключением.
В российских лицеях и гимназиях XVIII-XX веков атмосфера, конечно, отличалась от той, что царила в церковно-приходских школах. Лицеисты получали начальное образование от гувернанток и гувернеров, и их дальнейшее взаимодействие с преподавателями зависело от того, какие отношения сложились с домашним учителем (который, как правило, был лицом «подневольным», и вообще статус домашнего учителя во все времена был не слишком высок).
Лицеисты из привилегированных слоев общества могли оспаривать авторитет преподавателя, устраивать шутки и розыгрыши (по большей части, правда, невинные). Однако все зависело от личности наставника – как и сегодня, некоторых учителей воспитанники просто обожали, почти боготворили и слушались беспрекословно. В мемуарах бывших лицеистов можно найти массу примеров, когда ученики испытывали уважение и благодарность к наставникам, даже несмотря на их строгость.
Школьный «словарь»
Слово «школа» в Древней Греции означало «досуг», этим подчеркивалось, что только свободные граждане, имеющие время для досуга, могут тратить его на обучение. «Педагог» – тоже древнегреческое слово, оно обозначало раба, который занимается присмотром за ребенком, водит его в школу и отвечает за его безопасность.
Слово «каникулы» имеет латинские корни, первоначально оно звучало как «DiesCanicularis», или «собачьи дни». Само слово «Canicula» переводится как «собака», этим словом обозначали Сириус, самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Древние римляне отмечали, что когда Солнце находится в этом созвездии, на Земле наступает время испепеляющего зноя. На время «собачьих дней» учеба в античных школах прекращалась и наступали они – каникулы.
Из латыни к нам пришли также такие слова, как «экзамен» (в переводе – «испытание») и «рекреация» (на латинском это слово означало «восстановление сил», в русских школах так стали называть просторный холл между кабинетами, где дети могли отдохнуть или порезвиться между занятиями).
А вот слово «перемена» изначально использовалось в виде «у нас сегодня пять перемен уроков», то есть занятия по пяти различным предметам, сменяющим друг друга. Только в XX веке слово «переменка» обрело свое теперешнее значение – перерыв.
Новому времени – новые дисциплины
Этой осенью стало известно, что британские вузы планируют ввести в программу курсы магии. Слушатели Университета Эксетера смогут узнать все о волшебных палочках, вызове демонов, оккультных ритуалах и амулетах, а также о роли магии в истории разных стран. В числе упомянутых учебных модулей – курс о драконах в литературе и легенда о Короле Артуре. Университет Южного Уэльса предлагает модуль «Наука и магия» в рамках своей программы обучения истории, а Имперский колледж разработал 20-недельный образовательный курс для взрослых по истории колдовства, магии и оккультизма. Руководство университетов считает, что курсы магии будут очень актуальны, так как сейчас спрос на «все волшебное» очень высок.
Предполагается, что будущие «магистры магии» смогут найти своим знаниям применение в библиотечном и издательском деле, а также на поприще экскурсионных услуг и туризма. «Преподавателями магии» должны стать специалисты, посвятившие свою жизнь изучению истории, литературы, философии, археологии, социологии, психологии, драматургии и религии.