В ожидании «Атома»: что известно о новом российском электрокаре

В ожидании «Атома»: что известно о новом российском электрокаре
Акценты
Максим Богодвид

Фото - © Максим Богодвид/РИА Новости

Автокомпания «Кама» получила 36 тысяч предзаказов на российский электрокар «Атом», производство которого стартует в 2025 году. В компании обещают, что новая машина, над созданием которой работают более 700 человек, будет технологичной, удобной для пользователя и доступной по цене. Подробности о том, что известно о новом российском электрокаре «Атом» и его перспективах, читайте в материале РИАМО.

Рождение проекта электрокара «Атом»

Telegram-канал "АТОМ"

Фото - © Telegram-канал "АТОМ"

Автокомпания «Кама», которая занимается разработкой электрокара «Атом», была создана в 2021 году. Вначале проект получил одноименное с компанией название, но позже его переименовали в «Атом». Изначальными инвесторами проекта примерно в равных долях выступили гендиректор «Камаза» Сергей Когогин и бизнесмен Рубен Варданян. В минувшем августе стало известно, что «Атомы» будут выпускаться на заводе «Москвич» — стороны подписали соответствующий меморандум.

«”Атом” будет использовать услуги контрактной сборки, включающие конвейерную сварку, покраску и сборку электромобилей, а также другие сопутствующие услуги», – рассказали в пресс-службе производителя электрокаров.

В компании пояснили, что «Москвич» в качестве производственной площадки выбрали из-за его передовой технологической базы, высокого качества производства и превосходной репутации в автомобильной индустрии.

«Завод активно внедряет инновационные методы производства и стремится к устойчивому развитию, что полностью соответствует целям “Атом”. Сегодня наша команда индустриализации уже готова заходить на завод и выстраивать производственные процессы для создания электромобиля “Атом”», — отмечал исполнительный директор «Атома» Харальд Грюбель.

Производство нового российского электрокара стартует в 2025 году, а о начале предзаказа на эти машины объявили в минувшем июле. На данный момент уже забронировано 36 тысяч «Атомов».

Новая линия и 200 автомобилей в день: завод «Москвич» показал свое производство>>

Технические характеристики электрокара «Атом»

Пресс-служба "Атом"

Фото - © Пресс-служба "Атом"/Wikipedia.org

Как заявляли в автокомпании «Кама», ее инженеры стремятся сделать электрокары «Атом» технологичными, удобными для пользователей и доступными. Согласно данным, обнародованным в минувшем мае, «Атом» сможет разгоняться до 100 км/ч за семь секунд, а его максимальный запас хода составит 500 километров, но будет отличаться в зависимости от модели.

По комфорту электрокар с задним приводом будет соответствовать С/D-классу, а по компактным размерам — A/B, с длиной 3995 миллиметров, шириной 1780 миллиметров и высотой 1615 миллиметров. При этом над внешним видом электромобиля работало итальянское дизайн-бюро. Автокомпания «Кама» планирует до конца 2023 года испытать батарею, подвеску, рулевую систему и шасси «Атома», а к концу 2024 года приступить к сборке первого образца.

Как отмечал в мае гендиректор «Камы» Игорь Поваразднюк, в первый год запуска производства «Атомов» планируется произвести около десяти тысяч этих электрокаров. Этот объем будет корректироваться в том числе в зависимости от числа предзаказов. Что касается стоимости электрокаров, то она, по словам Поваразднюка, будет соответствовать не премиальному, а массовому ценовому сегменту.

«Мы ставим цель закрыть потребности бизнеса, у которого очень требовательный подход к стоимости владения автомобилем», — сказал гендиректор «Камы».

Среди потенциальных покупателей «Атома» Поваразднюк назвал операторов каршеринга, такси и доставки. Он отметил, что все эти сервисы обладают очень высоким уровнем цифровизации по сравнению с западными аналогами, а их требования давно переросли те, что могут предоставить классические автомобили. И «Атом» должен позволить им раскрыть накопленный потенциал для своих цифровых продуктов. Между тем продавать новые электрокары планируется не только на российском рынке, но и в Китае, Юго-Восточной Азии, Турции и Индии.

Рынок электрокаров в России: поддержка государства и перспективы развития>>

«Атом» - цифровой автомобиль

Telegram-канал "АТОМ"

Фото - © Telegram-канал "АТОМ"

По словам Игоря Поваразднюка, из-за высокого уровня цифровизации новые российские электромобили «Атом» будут не только средствами передвижения, но и своего рода современными гаджетами. В автокомпании «Кама» в качестве группы потребителей выделяют срез современного поколения людей в мегаполисах, в жизнь которых достаточно глубоко проникла цифровизация.

«Для этой группы людей мы хотели бы предоставить новый пользовательский опыт: новую возможность ощущать автомобиль не только как транспортное средство, но как некий формат гаджета», — подчеркнул он.

При этом уже известно, что специалисты «Лаборатории Касперского» обеспечат «Атом» защитой от взлома и удаленных атак злоумышленников. Они интегрировали в автомобиль свое решение — шлюз безопасности Kaspersky Automotive Secure Gateway (KASG) на базе операционной системы KasperskyOS. Вначале KASG будет защищать «Атом» от взлома, а также позволит безопасно обновлять программное обеспечение и осуществлять мониторинг событий.

Однако работу над решением и усовершенствованим его функций планируется вести вплоть до 2025 года. В частности, специалисты «Лаборатории Касперского» планируют оснастить «Атом» опцией удаленной диагностики, что позволит автопроизводителю через защищенный канал получать информацию о поломках электрокара (это будет полезно в ситуациях, когда машину невозможно доставить в сервисный центр), подключаться на расстоянии и оперативно оказывать помощь автовладельцу.

Между тем, как говорит в беседе с РИАМО инженер Института электродвижения Московского физико-технического института (МФТИ) Дмитрий Пелегов, главное достоинства «Атома» состоит в том, что это российский продукт, у которого многие компоненты, включая тяговый аккумулятор, будут производиться на территории страны. Важно и то, что проект электрокара реализуется в рамках государственного плана, а это предусматривает определенный контроль за ходом его реализации.

«Транспорт — критически важная часть экономики, и у «Атома» есть все необходимое для того, чтобы стать успешным проектом в этой сфере», — считает Пелегов.

Как купить конфискованный автомобиль и чего нужно опасаться>>

Как электрокар будет работать в российском климате

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Между тем один из вопросов, который возникает в связи с разработкой электрокара «Атом» – это как он будет работать в климатических условиях России. По словам Дмитрия Пелегова, адаптация под них была сразу заложена в проекте машины. Как отмечает эксперт, в целом поддержание температуры автомобиля на морозе не является сложной инженерной задачей – охлаждать при высоких температурах даже сложнее.

«Не факт, что все идеально будет работать с самого начала, но это скорее вопрос темпов формирования компетенций разработчиков и их скоростью реакции на отзывы первых потребителей. Зачастую первые покупатели морально готовы к роли “тестировщиков”», — считает собеседник РИАМО.

В свою очередь автоэксперт Алексей Макаров указывает на то, что очень низкая температура снижает емкость заряда батареи – это реальность, с которой, вероятно, столкнется и «Атом». Однако эта сложность считается не критичной, и производители успешно борются с ней. В частности, снижать воздействие низких температур помогает дизельный подогреватель.

По мнению Алексея Макарова, одна из главных сложностей при внедрении электромобилей в России – это неразвитая инфраструктура. С одной стороны, она решается субсидированием установок быстрых зарядок при поддержке правительства, а с другой – установкой в частных домохозяйствах медленных зарядных станций для индивидуального потребления. Впрочем, работа по массовому внедрению ЭЗС в стране ведется уже сегодня.

«В федеральный бюджет на 2024 год заложено финансирование трех тысяч новых электрических зарядных станций (ЭЗС). Прежде всего, они будут развиваться в рамках определенных зон (территорий) и федеральных трасс», – рассказывает кандидат экономических наук, доцент кафедры Управления транспортными комплексами Главного университета управления (ГУУ) Артем Меренков.

Специалист заключает, что, согласно плановым показателям, установленным в российской концепции развития электротранспорта, одна зарядная станция в стране должна приходиться на десять автомобилей и 100 километров междугородных дорог, а доля быстрых ЭЗС должна достигать 40%. И реализация этих целей уже не за горами.

Читайте также: Как сэкономить на покупке автомобиля: 7 способов>>