«Катюша»: как создавалась и чем прославилась легендарная советская РСЗО

«Катюша»: как создавалась и чем прославилась легендарная советская РСЗО
Истории

82 года назад, 14 июля 1941 года, в бою впервые была применена реактивная система залпового огня БМ-13 «Катюша», которой суждено было стать настоящей легендой Великой Отечественной войны. В тот знаменательный день батарея установок БМ-13 под командованием капитана Флерова нанесла удар по скоплению вражеских войск на ж/д станции «Орша» – после этого советские РСЗО били противника бессчетное количество раз. О самых значимых страницах боевого пути легендарной «Катюши» читайте в материале РИАМО.

Почему ракетную установку назвали «Катюша»

Под народным названием «Катюша» в годы Великой Отечественной войны прославились сразу три боевых машины реактивной артиллерии: БМ-8 (со снарядами 82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Вероятно, что ласковое «Катюша» появилось из-за заводской марки «К» Воронежского завода имени Коминтерна, где производились первые БМ-13. Также не исключено, что сыграла свою роль и популярная в то время песня «Катюша» на музыку Матвея Блантера и со словами Михаила Исаковского.

Как бы то ни было, именно «Катюша» стала первой советской мобильной и многозарядной РСЗО – она включала в себя реактивные снаряды, пусковые установки, а также приборы управления стрельбой и транспортные средства. Самоходные пусковые установки на автомобилях стали называть боевыми машинами (БМ).

При этом благодаря своей многозарядности «Катюши» могли одновременно поражать цели на больших площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность – он не только эффективно поражал, но еще и морально подавлял противника. Из-за характерного звука, издаваемого оперением ракет БМ-13, немцы даже прозвали советскую РСЗО «оргАном Сталина».

Однако само появление «Катюши» было бы невозможно без создания реактивных снарядов для нее, которые работали на твердом топливе. Созданием таких снарядов на бездымном порохе с начала 20-х годов XX века занимались два инженера-энтузиаста, Владимир Артемьев и Николай Тихомиров.

Читайте также: Стирая из памяти: почему в Европе сносят советские памятники>>

БМ-13 «Катюша»: история создания

К 1933 году было завершено создание первых образцов реактивных снарядов (РС) – осколочного РС-82 и осколочно-фугасного РС-132. При этом их первые образцы были предназначены для самолетов: лишь летом 1938 года инженеры Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) приступили к проектированию многозарядной реактивной установки, предназначенной как для наземных войск, так и для флота.

Первая, опытная партия БМ-13, предназначенная для испытаний на полигоне, была готова к июню 1941 года. Базой для «Катюши» стал грузовик ЗИС-6, у которого вместо кузова, на специальной раме, в два яруса и вдоль оси автомобиля монтировались 16 направляющих желобкового типа. Каждые две из них объединялись в специальную конструкцию – так называемую спарку. БМ-13 заряжалась 16 реактивными снарядами калибра 132 миллиметра с казенной части. При этом в моменты ведения огня задняя часть машины закреплялась на двух домкратах.

Запускать снаряды «Катюша» могла как из кабины, так и при помощи специального выносного пульта, а сам залп занимал 15-20 секунд с дальностью в 8-8,5 километров. Перезарядка БМ-13 занимала 3-5 минут, поэтому в час одна машина могла сделать десять залпов, выпустив по противнику 160 снарядов. При этом «Катюшу» отличала прекрасная мобильность: на хорошей дороге она развивала скорость до 50-60 км/ч, а для перевода ее в боевое положение требовалась всего пара минут.

21 июня 1941 года, на фоне угрозы войны, советский лидер Иосиф Сталин распорядился начать серийное производство БМ-13 и реактивных снарядов для этих РСЗО. «Катюши» начали производить на заводе имени Коминтерна (Воронеж), а также на московском «Компрессоре». При этом одним из главных производителей реактивных снарядов для БМ-13 стал завод имени Владимира Ильича (Москва).

Читайте также: Испытатель атомной бомбы в СССР: о первом взрыве и последствиях облучения>>

Когда «Катюша» появилась на фронте

После начала Великой Отечественной войны командование Советского Союза решило не ждать изготовления промышленных и серийных образцов «Катюши», а создать первую экспериментальную батарею из опытных установок, направить ее на фронт и уже там проверить по всем параметрам качество и боевую эффективность РСЗО. Именно от успешного выполнения этой задачи зависела дальнейшая судьба БМ-13.

Первая отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии была сформирована к 1 июля 1941 года: в нее, среди прочего, вошли семь машин БМ-13. Командиром батареи, которая уже 3 июля прибыла на Западный фронт, назначили капитана Ивана Флерова. Свое боевое крещение «Катюша» прошла ровно 82 года назад – 14 июля 1941 года: в тот день БМ-13 дала первый залп из всех установок по ж/д станции «Орша», где скопилось много вражеских бойцов и техники.

После мощного огневого удара сразу 112 реактивными снарядами над «Оршей» поднялось зарево огня — вражеские эшелоны горели, а боеприпасы рвались. 1,5 часа спустя батарея Флерова дала второй залп – на этот раз по переправе через реку Оршицу, на подступах к которой также скопилось много фашистов. Этот удар сорвал переправу противника и помешал ему добиться каких-либо успехов на том направлении.

Из-за того, что первый же опыт применения новых РСЗО показал их высокую боевую эффективность, «Катюши» в кратчайшие сроки ввели в строй и оснастили ими Сухопутные войска. Уже в июле-августе 1941 года на выпуске ракетного оружия были задействованы 214 советских заводов, которые активно снабжали «Катюшами» войска. При этом продолжались работы по созданию новых и улучшению существующих образцов РСЗО и снарядов к ним.

Так, 30 июля 1941 года начало свою работу специальное конструкторское бюро (СКБ) при столичном заводе «Компрессор». Это бюро стало главным по разработке пусковых установок, а завод – по их производству. Всего за годы Великой Отечественной войны были созданы 78 вариантов пусковых установок – они монтировались на самых разных объектах, от автомобилей и тракторов до речных и морских судов. 36 из них приняли на вооружение, запустили в производство и использовали в ходе боевых действий.

Читайте также: Ветеран ВОВ Юрий Семичковский о том, как в войну праздновали Новый год>>

Охота за «Катюшей»

После начала Великой Отечественной войны в составе Вооруженных сил СССР создали специальные войска, главной задачей которых стало боевое применение ракетного оружия. Они назывались гвардейскими минометными частями (ГМЧ), а позже – реактивной артиллерией. В состав ГМЧ входили отдельные батареи и дивизионы. К концу войны советская реактивная артиллерия насчитывала 519 дивизионов с более чем 3 тысячами боевых машин. Ставшие настоящими легендами «Катюши» в военные годы стали участниками всех крупных операций.

Что касается той самой первой батареи БМ-13 под командованием капитана Флерова, то ее судьба оборвалась в начале октября 1941 года. После своего боевого крещения под ж/д станцией «Орша» она три месяца успешно уничтожала силы противника под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. При этом батарея Флерова не просто била немцев, но и поднимала дух советских бойцов, которые в то время были измотаны постоянными отступлениями.

Фашисты устроили за «Катюшами» настоящую охоту, но батарея, дав залп, сразу меняла позицию. Позже этот прием будут использовать многие подразделения РСЗО. А в начале октября 1941 года в составе группировки войск Западного фронта батарея Флерова оказалась в немецком тылу. Двигаясь к линии фронта из тыла в ночь на 7 октября, она попала во вражескую засаду под деревней Богатырь (Смоленская область).

Капитан Флеров вместе с большей частью личного состава батареи погиб, успев выпустить весь боезапас и взорвав боевые машины – из окружения смогли выйти лишь 46 бойцов. Флеров и его погибшие товарищи, которые с честью выполнили свой долг, считались пропавшими без вести. Их настоящая судьба стала известна лишь после обнаружения документов одного из штабов вермахта, в которых говорилось, что на самом деле произошло в ночь на 7 октября 1941 года у деревни Богатырь.

За проявленный героизм капитан Иван Флеров в 1963 году был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. А в 1995 году ему посмертно присвоили звание героя России. Сегодня о подвиге его батареи напоминают памятник в городе Орша (Витебская область Белоруссии) и обелиск у города Рудня (Смоленская область).

Читайте также: От Капотни до Электростали: стратегические заводы Подмосковья во времена ВОВ>>