Россия и Китай: страх вторичных санкций или здоровый прагматизм торговых отношений

Россия и Китай: страх вторичных санкций или здоровый прагматизм торговых отношений
Акценты

Несмотря на то, что российско-китайское экономическое сотрудничество за последний год активно набирало обороты и торговля между двумя странами росла рекордными темпами, нельзя закрывать глаза на некоторые «узкие» места в двустороннем взаимодействии. Проблема особенно актуальна в свете принятия 11-го пакета санкций Евросоюза, направленных на усиление уже существующих ограничений и борьбу с их обходом: как показала практика, Китай явно не хочет попадать под вторичные санкции. РИАМО собрало мнения экспертов, которые рассказали, какие барьеры в отношениях РФ и КНР существуют на данный момент и насколько они существенны.

Китай проявляет большую осторожность к платежам из России

Зоной, сдерживающей развитие торговых отношений России и Китая, является чрезмерный compliance (необходимость действий в соответствии с приказом, законом, набором правил или норм – прим. ред.) с китайской стороны, комментирует ситуацию с позиции банковского сектора первый заместитель председателя правления ПАО «РосДорБанк» Алексей Виноградов.

До сих пор китайские партнеры относятся с большой осторожностью к платежам из России, опасаясь вторичных санкций, говорит он. Причем эта проблема касается в основном среднего и малого бизнеса, так как по стратегическим поставкам в крупных объемах действуют принципиальные межправительственные договоренности.

«Такая ситуация с расчетами в совокупности с ограничениями с нашей стороны по поставкам некоторых видов продукции из Китая, которые могут влиять на развитие внутрироссийского производства, сдерживает выравнивание торгового баланса», – считает эксперт.

По его мнению, в решении этих вопросов заинтересованы обе страны. Поэтому многие российские банки переходят к расчетам в юанях через CIPS – китайскую платежную систему, аналогичную SWIFT, что снижает для китайских банков вероятность вторичных недружественных ограничений.

«В целом же, обеим сторонам необходимо прорабатывать меры, которые приведут к большей открытости национальных рынков, а также будут способствовать большей независимости российско-китайского экономического сотрудничества от внешних влияний», – отмечает Виноградов.

Читайте также: Блинкен в Поднебесной: отношения США и Китая и их влияние на Россию>>

Made in China: будут ли проблемы с китайскими товарами в России

Собственник и директор компании ДОМАКС, автор сайта «Белая доставка из Китая» Максим Дорофеев полагает, что 11-й пакет санкций ЕС существенно не повлияет на импорт товаров из Китая. Возможно, усложнится торговля с Китаем товарами, попавшими под санкции и производящимися в Китае под европейскими и американскими брендами. Но с закупкой таких товаров в Китае и так были сложности, добавляет эксперт.

«Дело в том, что в Китае есть реестр торговых марок, вывоз которых из Китая без разрешения правообладателя запрещен. Многие известные европейские и американские бренды находятся в этом реестре. Еще до введения всех санкций легально вывезти такие товары из Китая было нельзя», – объясняет Дорофеев.

С товарами, которые производятся в Китае под китайскими или российскими брендами, проблем не будет, считает директор ДОМАКС.

«На своей практике я не сталкивался с проблемами в платежах в Китай в юанях или рублях. Даже из санкционных банков проходят платежи на Bank of China», – говорит Дорофеев.

При этом от отмечает, что сложности с платежами возникают при платежах за пределы материкового Китая – например, в Гонконг.

Читайте также: Китай усиливает экономическую экспансию в Центральную Азию: насколько это опасно для России>>

Вторичные санкции будут усиливаться: как это скажется на отношениях России и Китая

Успехи в экономическом и торговом сотрудничестве России и Китая будут зависеть от того, насколько оперативно будет выстраиваться финансовая и нефинансовая инфраструктура ВЭД, замещающая западные решения, вокруг новой оси геополитического притяжения пространства АТЭС РФ-КНР, считает кандидат экономических наук, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин.

«Скорость преодоления зависимости от западных платежных систем, увеличения объемов взаиморасчетов в национальных валютах, развития перегруженной транспортной инфраструктуры и создания новых маршрутов трансграничного перемещения грузов будет определять долгосрочные тренды», – подчеркивает эксперт.

При этом надо быть готовым к продолжению санкционного давления и усилению вторичных санкций, которое в краткосрочной перспективе будет преодолеваться локальными решениями, предупреждает Гатауллин.

Читайте также: Автомобиль из Китая: как купить, растаможить и пригнать в Россию в 2023 году>>

Картофелеводство как драйвер сотрудничества РФ и Китая в АПК

Старший научный сотрудник НИФИ Минфина России Ринат Резванов обращает внимание на оборот сельхозпродукции во взаимном торговом балансе КНР и России. Только за прошлый год объем российского экспорта продукции АПК в Китай достиг весомого показателя в 5,1 миллиарда долларов. На сегодня Китай является крупнейшим покупателем российского продовольствия с долей в 12,3% в структуре глобального экспорта сельхозпродукции из России, подчеркивает эксперт.

Резванов объясняет, какие, по его мнению, есть точки соприкосновения в секторе агропродукции двух держав.

«Анализируя агроэкономику КНР, вы сразу же сталкиваетесь с проблемой максимально эффективного использования пахотных угодий и водных ресурсов. Именно по этой причине мы сейчас являемся свидетелями коренной трансформации китайского агропродовольственного рынка, в частности, выражающейся в снижении доли рисовых культур и увеличении производства картофеля. Рис, как известно, крайне влаголюбив и требует довольно специфического режима культивирования – картофель в этом сравнении оказывается гораздо менее прихотливым», – отмечает эксперт.

Поэтому на сегодня актуализировался вопрос потенциального сотрудничества с китайской стороной, прежде всего, в сфере переработки картофеля – на те же чипсы, картофель фри и обезвоженный картофель, считает Резванов. С научно-технологической стороны есть хорошие перспективы в сфере совместной селекции сортов картофеля для здорового питания, особенно принимая во внимание уникальность китайской диетической культуры.

«Тем более что у нас в восточном Подмосковье расположен крупнейший в России в области картофелеводства Федеральный исследовательский центр картофеля имени А.Г. Лорха», – подчеркивает эксперт.

Со стороны КНР интересны технологические и производственные решения, которые вполне могут быть локализованы в РФ. Существующие индустриальные мощности китайских агропродовольственных компаний, конечно, впечатляют – ежегодный объем производства одной только Inner Mongolia Nailun Agricultural Science and Technology Co., Ltd., специализирующейся на картофеле и картофельном крахмале, оцениваются на уровне 100 тысяч тонн, отмечает Резванов.

«И здесь уже появляется технологическая составляющая для совместного производства востребованной на китайском рынке обезвоженной картофельной муки. Замечу, что обезвоженная мука сама по себе является важным сырьем, поскольку обладает большей питательной ценностью в сравнении с тем же чистым крахмалом», – объясняет эксперт.

Читайте также: Как Китай расширяет сферу своего влияния и почему поддерживает Россию: взгляд синолога>>

P.S. Внутриполитические шоки никто не отменял

Иногда события реальной жизни развиваются гораздо быстрее, чем выстраиваются торговые отношения. Так, 28 июня стало известно, что отдельные китайские компании приостановили отправку товаров в Россию из-за попытки мятежа ЧВК «Вагнер» в минувшие выходные, сообщил Reuters. Китайские бизнесмены опасаются проблем с доставкой своих товаров из-за нестабильной политической ситуации. Среди тех, кто пока не возобновил поставки, есть производители оборудования, автозапчастей и одежды.

Читайте также: Биография Евгения Пригожина: от продавца хот‑догов до хозяина ЧВК «Вагнер» и взятия Бахмута>>