Протесты против пенсионной реформы во Франции: чем закончатся и что значат для России

Протесты против пенсионной реформы во Франции: чем закончатся и что значат для России
Акценты

Уже более двух месяцев во Франции продолжается гражданский протест против принятия законопроекта о пенсионной реформе, согласно которому пенсионный возраст должен повыситься с 62 до 64 лет. Насколько серьезна эта ситуация для французской политики и экономики и к чему может привести, РИАМО выясняло с экспертами.

Протесты против пенсионной реформы во Франции: хроника событий

Новый законопроект был обнародован во Франции 10 января 2023 года, а уже через девять дней состоялась первая массовая акция протеста, на которую, по данным французского МВД, вышло 1,12 миллиона демонстрантов в разных городах страны. В парламент проект пенсионной реформы был внесен 30 января.

Верхняя палата французского парламента, сенат, проголосовала в поддержку законопроекта 11 марта. При этом в нижней палате – национальной ассамблее – правительство не ожидало такого же успеха, поэтому 16 марта премьер-министр Элизабет Борн воспользовалась статьей 49.3 конституции, позволяющей принять законопроект без парламентского голосования. В результате протесты, до этого времени проходившие довольно вяло, вспыхнули с новой силой.

На фоне ежедневных демонстраций и забастовок 20 марта в национальной ассамблее прошло сразу два голосования за вотум недоверия правительству Борн (предложения были выдвинуты разными партиями), но в обоих случаях необходимое для вынесения вотума большинство голосов (287 из 573) не было достигнуто, причем в одном случае для этого не хватило всего девяти голосов.

Специалист по Франции, ведущий научный сотрудника Института Европы РАН Сергей Федоров рассказал РИАМО, что в данный момент законопроект находится на рассмотрении Конституционного совета, который изучает его на предмет соответствия французской конституции.

«Я думаю, вряд ли там найдут какие-то противоречия с главным законом страны. Если Конституционный совет вынесет свой положительный вердикт, то закон вступит силу с сентября», – пояснил эксперт.

«Какие-либо компромиссы не проглядываются»

По мнению Федорова, протесты против пенсионной реформы носят серьезный характер.

«Протесты серьезные, это несомненно, потому что уже в десятый раз на улицы французских городов выходит большое количество людей. Когда оно превышает миллион, это уже серьезный звоночек. А именно такое количество уже не первый раз выходит протестовать против непопулярный реформы. Конечно, правительство обеспокоено, тем более все это сопровождается беспорядками, погромами, столкновениями с полицией, битьем витрин магазинов и так далее», – охарактеризовал ситуацию эксперт.

Для разрешения ситуации, по словам Федорова, французское правительство и президент будут пытаться наладить контакт с профсоюзами, которые организовывают забастовки.

«Элизабет Борн, судя по всему, с третьего апреля начнет проводить консультации с профсоюзами, пытаясь нащупать какой-то компромисс. Может быть, не обязательно по вопросу социального пенсионного страхования, а по каким-то другим аспектам трудовых отношений, а этих аспектов очень много. Французский трудовой кодекс – это, знаете, такой талмуд огромный. Есть о чем поговорить и где найти какие-то компромиссы. Но, конечно, пока по пенсионной реформе какие-либо компромиссы не проглядываются», – охарактеризовал ситуацию эксперт.

Кому выгодно обострение ситуации вокруг пенсионной реформы во Франции

Сергей Федоров объяснил, каким политическим силам выгодно обострение протеста против пенсионной реформы и во что оно может вылиться.

«Правительство и Макрон упрекают прежде всего "Непокоренную Францию" Жана-Люка Меланшона, то есть крайне левых, в том, что они специально обостряют ситуацию в надежде на политический кризис и возможные досрочные парламентские выборы, на которые в случае негативного сценария может пойти Макрон. Но я бы не забывал и крайне правых (по французской политической шкале) – это Марин Ле Пен и ее партия "Национальное объединение". На прошлых выборах эта партия значительно усилила свое присутствие в национальном собрании – нижней палате парламента: если в прошлом созыве там было всего лишь восемь депутатов от "Национального объединения", то сегодня 89. То есть крайне правые усилили свое присутствие в нижней палате французского парламента более чем 10 раз. Поэтому в случае досрочных выборов, я думаю, что и крайне правые, и крайне левые усилят свое присутствие в важном законодательном органе страны», – рассказал эксперт.

Правда, Федоров считает вариант с досрочными парламентскими выборами маловероятным.

«До этого вряд ли дойдет, потому что Макрон, мне кажется, будет искать компромиссы с профсоюзами. Возможно, пойдут на приостановку каких-то наиболее раздражающих статей этого несчастного законопроекта по пенсионной реформе. Возможен и вариант отставки правительства и замены премьер-министра. Хотя, честно говоря, менять шило на мыло тоже нет большого смысла, потому что, если менять правительство, значит нужно формировать коалицию. А это сделать пока, на мой взгляд, не представляется возможным», – объяснил ведущий научный сотрудника Института Европы РАН.

Действительно ли пенсионная реформа необходима Франции

Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что отставка правительства или отмена пенсионной реформы во Франции крайне маловероятны.

«Макрон абсолютно уверен в своей правоте, и я бы с ним согласился. Во Франции очень сильно увеличилась средняя продолжительность жизни, а срок выхода на пенсию не увеличился, поэтому в стране огромная нагрузка на пенсионную систему. Франция теряет свою конкурентоспособность и в сравнении с соседней Германией, где люди работают больше, и с Британией, где социальные условия жестче, и с США, где они намного жестче, и тем более с азиатскими странами. Поэтому пенсионная реформа – это элемент выживания Франции. Как и другие реформы Макрона по облегчению социальной нагрузки и облегчению ведения бизнеса. Их он будет продавливать со всей необходимой жесткостью и ни на какие уступки не пойдет», – полагает эксперт.

Марков добавил, что пенсионные реформы проходят во многих странах мира, и, хотя ими везде недовольны, на результат это никак не влияет и реформы осуществляются.

Демократии во Франции уже нет

Директор Института политических исследований также отметил, что в сфере демократии и свободы слова во Франции наблюдаются серьезные проблемы.

«Не надо преувеличивать французскую демократию. Да, действительно, Франция была демократией. Но то, что она поддерживает откровенно террористический, ультраантидемократический режим на Украине, то, что Франция подавляет свободу слова в этом отношении, свидетельствует о том, что страна уже очень далеко ушла от демократических институтов. Во Франции в общем и целом сформирован олигархический режим, который не дает оппозиции прийти к власти», – считает Марков.

По мнению эксперта, в этом отношении очень характерно то, как в свое время из избирательной гонки устранили Франсуа Фийона и Доминика Стросс-Кана. Политолог полагает, что Марин Ле Пен может ждать похожий вариант.

«Я думаю, если у Марин Ле Пен будет реальный шанс победить на выборах, ее либо постараются купить, либо арестовать, либо убить», – сказал Марков.

Каково значение протестов во Франции для России

Сергей Федоров полагает, что внутренние французские проблемы никак не скажутся на внешней политике страны, несмотря на некоторое недовольство, которое наблюдается у населения, в том числе в отношении финансирования конфликта на Украине.

«Позиции Макрона ослабевают, и у многих действительно возникает вопрос: “У вас есть деньги на то, чтобы напичкивать Украину оружием – а это многие сотни миллионов евро, у вас есть деньги, чтобы увеличить ассигнования на новую программу вооружения до 2030 года, но нет лишних 20 миллиардов, чтобы сделать пенсионную реформу более мягкой и не закручивать гайки?". Но напрямую на том, что Франция будет и дальше всеми силами поддерживать Украину, протесты не скажутся», – считает ведущий научный сотрудника Института Европы РАН.

По словам Федорова, все дело в пропаганде внутри страны, в которой альтернативным точкам зрения на украинскую проблему места нет.

«Это рисуется так, что была прекрасная демократическая Украина, которая хотела в ЕС, и вдруг агрессивная тоталитарная Россия с нехорошим Путиным напала на эту молодую демократию. Вообще никто не вспоминает про то, что восемь лет утюжили ДНР и ЛНР, убивая людей – этого вроде как не было. Никто не вспоминает про Минские соглашения и про то, что не только Украина, но и Запад саботировали их наглым образом. Эта страница как бы перевернута, и во всем виноваты мы. Этот нарратив присутствует во всех французских СМИ, и большинство французов, конечно, мало разбираются в деталях украинского кризиса и считают, что виновата Россия, а поэтому надо защищать Украину. Таких было чуть ли не 60%. Может быть, сейчас их количество снизилось, но в целом альтернативное мнение полностью забивается, и тот, кто пытается хоть как-то поставить под сомнение эту западную трактовку, сразу объявляется врагом демократии, пособником Москвы и так далее. Поэтому ждать каких-либо существенных изменений во внешней политике Франции под давлением социальных проблем вряд ли приходится», – сказал эксперт.