«Умные» американские авиабомбы JDAM‑ER: смертельная опасность для России или мертвый груз?

«Умные» американские авиабомбы JDAM‑ER: смертельная опасность для России или мертвый груз?
Акценты

7 марта стало известно, что Вашингтон поставил Киеву модифицированные комплекты JDAM-ER, при помощи которых обычные авиационные боеприпасы превращаются в управляемые. Впрочем, по мнению экспертов, у истории с поставками этого вооружения Украине есть один большой недостаток. Подробнее – в материале РИАМО.

Высокоточные и управляемые: авиабомбы JDAM-ER уже на Украине

Впервые о том, что США намерены поставить Украине комплекты военного оборудования JDAM (Joint Direct Attack Munition), стало известно 20 декабря. По данным телеканала CNN, уже в то время специалисты проводили работы по модификации и адаптации JDAM к использованию на Украине.

Два месяца спустя, 22 февраля, агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники уточнило, что Вашингтон намерен поставить Киеву модифицированные комплекты JDAM-ER (Joint Direct Attack Munition Extended Range) на основе системы глобального позиционирования (GPS). В эти комплекты входят рули и система наведения, превращающие обычные авиационные боеприпасы в управляемые.

JDAM-ER с GPS-наведением крепится на авиабомбу массой от 226 до 907 килограммов, а затем при помощи крыльев позволяет ей планировать к цели на расстояние до 72 километров. Заказ на изготовление комплектов JDAM-ER для нужд ВСУ получила корпорация Boeing – его общая сумма составила 40,5 миллиона долларов.

7 марта издание The Drive сообщило, что ВСУ уже получили комплекты JDAM-ER и могут использовать их. Как пишут журналисты издания, запас боеприпасов с этими комплектами небольшой, но они уже сейчас якобы могут представлять серьезные проблемы для российских войск.

«Недавно мы передали на Украину высокоточные боеприпасы, которые поражают цели немного дальше, чем бомба с гравитационным сбросом, и имеют повышенную точность», – приводит The Drive слова генерала ВВС США Джеймса Хекера.

Читайте также: «Леопарды» и «Абрамсы»: как появление западных танков на Украине может повлиять на ход СВО>>

Опасны не бомбы, а самолеты

На данный момент точная конфигурация комплектов JDAM-ER, поставленных американцами ВСУ, остается неизвестной. Но куда важнее другой вопрос – какие именно самолеты будут доставлять бомбы с ними до точек сброса на линии соприкосновения. Генерал Джеймс Хекер упомянул о JDAM-ER после того, как рассказал об установке американских противорадиолокационных ракет AGM-88 High-speed Anti-Radiation Missile (HARM) на советские истребители Миг-29 и Су-27.

При этом еще в сентябре 2022 года информированный источник рассказал РИА Новости, что HARM показали нулевую эффективность на Украине, а большая их часть была сбита в воздухе.

«Данные ракеты показали фактически нулевую эффективность в рамках боевых действий на Украине: большая часть их была сбита российскими зенитными ракетными комплексами, еще часть – подавлена или отведена в сторону средствами радиоэлектронной защиты систем ПВО, отдельные ракеты отказали или ушли мимо цели с сильным промахом», – отметил источник.

С другой стороны, для того, чтобы применять авиабомбы с комплектами JDAM-ER, ВСУ необходима авиация – а ее у Украины фактически нет. Об этом в беседе с РИАМО рассказал военный обозреватель и полковник в отставке Виктор Литовкин.

«Говорить об использовании JDAM-ER Украиной пока преждевременно. Поставка этих комплектов – прежде всего реклама того, как США помогают Украине, а заодно списывают свое старое вооружение, чтобы заменить его новым», – отметил эксперт.

Ранее о проблемах с авиацией у ВСУ заявлял и военный эксперт, капитан I ранга запаса Василий Дандыкин. Он отмечал, что украинской авиации осталось очень мало и она летает редко. Как правило, все самолеты ВСУ уже при взлете уничтожаются российскими ВКС и ПВО на определенной дальности. Именно поэтому вопрос с использованием авиабомб с комплектами JDAM-ER – да и авиабомб вообще – у Киева упирается в другой вопрос: согласится ли Запад поставлять Украине авиацию.

Читайте также: ЗРК Patriot на Украине: опасно ли это для России и что будет дальше>>

Украине не на чем доставлять бомбы JDAM-ER к линии соприкосновения

После того, как западные страны в конце января приняли решение предоставить Украине современные танки, киевские власти решили идти дальше и стали требовать другие виды военной техники – корабли и самолеты. В частности, официальный представитель командования Воздушных сил Украины Юрий Игнат заявил, что для «перевооружения» стране необходимо до 200 многоцелевых самолетов западного производства. При этом главным «кандидатом» на то, чтобы пополнить военно-воздушный украинский флот, по словам Игната, являлся американский истребитель-бомбардировщик F-16. Он стоит на вооружении 25 стран, включая Польшу, Румынию, Италию, Бельгию и Норвегию.

Впрочем, 6 марта пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер заявила на брифинге, что США пока не рассматривают возможность передачи Украине F-16. Это заявление прозвучало после того, как американские СМИ заявили о прибытии в Штаты украинских военных летчиков.

«Президент США Джо Байден уже говорил про самолеты F-16, как вы все знаете. И ничего не изменилось. Президент сказал, что это не рассматривается сейчас», – сказала Жан-Пьер.

Более того, 12 марта даже глава украинского МИД Дмитрий Кулеба заявил, что не ожидает поставок западных самолетов «в ближайшее время».

«Это очень сложная задача с точки зрения логистики и техники», – сказал чиновник в интервью немецкой газете Bild.

Поэтому ситуация с комплектами JDAM-ER, которые получила Украина, пока выглядит тупиковой: ВСУ просто не на чем доставлять их на линию соприкосновения. А значит, эти комплекты будут лежать на складах мертвым грузом и дожидаться своего часа – который, впрочем, может не наступить никогда.

Читайте также: Помогут ли Украине американские боевые самолеты F‑16: мнение военного эксперта>>