Помогут ли Украине американские боевые самолеты F‑16: мнение военного эксперта

Помогут ли Украине американские боевые самолеты F‑16: мнение военного эксперта
Акценты
Dmitry A. Mottl.

Фото - © Dmitry A. Mottl./Wikipedia.org

После того, как западные страны приняли решение предоставить Украине современные танки, киевские власти решили идти дальше и стали требовать другие виды военной техники – корабли и самолеты. В частности, представитель командования Воздушных сил Украины заявил, что для «перевооружения» стране необходимо до 200 многоцелевых самолетов западного производства. При этом главным «кандидатом» на то, чтобы пополнить военно-воздушный украинский флот, по словам спикера, является американский истребитель F-16. Готовы ли союзники предоставить киевскому режиму эти самолеты и насколько серьезной проблемой они могут стать для России, читайте в материале РИАМО.

Что говорят на Западе о поставках Украине истребителей F-16

Фото - © Wikipedia.org

В отличие от поставок танков, по вопросу обеспечения Украины самолетами лидеры западных стран пока настроены не так благосклонно. В частности, представитель премьер-министра Великобритании назвал отправку истребителей Киеву «нецелесообразной». Канцлер Германии Олаф Шольц и вовсе решительно отверг такую возможность, заявив, что его страна не будет отправлять на Украину самолеты «ни сейчас, ни в будущем». Президент США Джо Байден также ответил на вопрос о поставках Украине истребителей F-16 отрицательно. А вот президент Франции Эммануэль Макрон поставок самолетов украинскому союзнику не исключил.

При этом в западной прессе регулярно выходят материалы о том, что вопрос поставок боевых самолетов Украине в правительствах стран НАТО обсуждается, поэтому исключать этот вариант нельзя. Российская власть это тоже понимает: например, о недоверии к заявлениям Олафа Шольца по данному вопросу говорил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Медведев заявил, что отправка оружия Украине не вынудит РФ пойти на переговоры>>

Истребитель F-16: характеристики в сравнении с российскими самолетами

Edvard Majakari. Собственная работа, CC BY 3.0

Фото - © Edvard Majakari. Собственная работа, CC BY 3.0/Wikipedia.org

Военный эксперт Виктор Литовкин рассказал РИАМО, что истребитель F-16 обладает примерно такими же характеристиками, как российский аналог МиГ-29, но при этом не может конкурировать с некоторыми другими моделями боевых самолетов ВКС РФ.

«Никаких выдающихся характеристик у этого самолета нет. Он резко уступает таким самолетам, как Су-30 и Су-35 во всех их модификациях, потому что у них есть поворотное сопло, то есть возможность совершать немыслимые маневры в воздухе, а у него нет. Для того, чтобы развернуться, F-16 надо полнеба прочертить, а наши самолеты могут разворачиваться практически на месте. А это дает очень большое преимущество – как в ближнем бою, так и при обстреле с земли», – рассказал эксперт.

Литовкин пояснил, что способность указанных российских самолетов останавливаться в воздухе позволяет им обмануть луч локатора, который используется для наведения ракет. В результате ракета теряет цель и промахивается..

«Возможность наших самолетов совершать кульбиты, останавливаться в воздухе, падать на крыло и "скользить" на двигателях – это очень мощные приемы воздушного боя, а не только способ порадовать зрителей на всяких авиационных выставках. А американец этого делать не умеет. Если он попал под луч – ему хана», – рассказал эксперт

По словам Литовкина, у американцев подобными способностями обладает истребитель пятого поколения F-22, но и он уступает российским моделям.

«У него сопло отклоняется не по кругу, как у наших самолетов, а вверх-вниз и вправо-влево, поэтому он не может делать всего того, что могут наши самолеты», – пояснил эксперт.

Политолог Марков объяснил, почему Вашингтон не готов предоставить ВСУ свои истребители>>

Для F-16 на Украине нет инфраструктуры

Dmitry A. Mottl. Собственная работа, Общественное достояние

Фото - © Dmitry A. Mottl. Собственная работа, Общественное достояние/Wikipedia.org

Виктор Литовкин также рассказал РИАМО о других обстоятельствах, которые делают поставки истребителей F-16 Украине маловероятными.

«Для того, чтобы F-16 базировался на украинском аэродроме, тот должен быть в идеальном состоянии. И не только взлетно-посадочная полоса, но и диспетчерская система, которая будет следить за его полетом, локатор, который будет его сопровождать и перехватывать самолеты, летящие ему навстречу, технико-эксплуатационная часть, где его будут готовить к вылету и обслуживать после возвращения на аэродром и так далее. Это огромное оборудование, очень дорогое и очень сложное», – рассказал эксперт.

При этом, по словам Литовкина, сейчас на Украине «нет ни одного целого аэродрома». В частности, по этой причине «европейские деятели» приезжают в страну исключительно железнодорожным транспортом, а информация о том, откуда совершают вылеты украинские боевые самолеты, представляет собой большой секрет.

«Может быть, с территории Румынии. Может быть, с территории Польши. Но, поскольку мы контролируем небо Украины, то они быстренько приземляются, мягко так скажем», – сообщил эксперт.

Другой проблемой для поставок F-16 Украине является подготовка пилотов. По словам Литовкина, даже хорошо подготовленному летчику необходимо минимум полгода, чтобы освоить управление американским истребителем. Альтернативой, как отмечает эксперт, может стать поставка самолетов вместе с экипажами – американскими или польскими летчиками, «которые, как потом окажется, месяц назад были уволены из Вооруженных сил».

Военный эксперт объяснил, почему летчики ВСУ не пересядут на западные самолеты>>

Насколько эффективна российская авиация на Украине?

Dmitriy Pichugin

Фото - © Dmitriy Pichugin/Wikipedia.org

Комментируя работу российских ВКС в ходе СВО, Виктор Литовкин отметил, что им мешает не вражеская армия, а обстоятельства другого рода.

«Системы ПВО у Украины нет. Единственная причина, по которой мы применяем авиацию меньше, чем могли бы – что Украина размещает свои боевые системы в кварталах жилых домов. А мы принципиально не наносим удары по жилым домам и по мирным людям. Мы взяли на себя такое одностороннее обязательство и этого не делаем. Вот они этим пользуются. А в чистом поле мы работаем со страшной силой», – сказал эксперт.

«Наша авиация эффективно работает там, где она должна работать. Не надо думать, что какой-то вид вооружения – это панацея. Так не бывает, все они работают в комплексе», – добавил Литовкин.

Кроме того, по словам эксперта, есть и еще один фактор, не дающий российской авиации показать себя в полную силу.

«То, что мы не наносим удары по коммуникациям в глубине вражеской территории – это политическое решение, к военным оно не имеет никакого отношения. Мы могли бы это делать элементарно. Как в марте прошлого года, когда мы нанесли удар крылатой гиперзвуковой ракетой "Кинжал" с самолета МиГ-31 по складу боеприпасов под Ивано-Франковском – железобетонному складу в земле, где в советское время хранились ядерные боеголовки. И никакого ПВО никто не боялся, тем более что ПВО на Украине в зачаточном состоянии. И ракета Х-101 наших стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160 летает на дистанцию 4 тысячи километров, так что мы можем наносить удары, не заходя в зону действия ПВО. Все возможно при желании. И при решении вышестоящего командования», – пояснил Литовкин.