Семена как оружие Запада: могут ли санкции вызвать продовольственный кризис в России
Политические события 2022 года привели к беспрецедентным трансформациям во всех сферах российской экономики. Изменения коснулись и агропромышленного комплекса. Эксперты рассказали РИАМО, какую сельхозпродукцию Европа и США перестали поставлять в РФ в 2022 году, как изменилась география и объемы поставок продуктов в Россию и грозит ли нашей стране в ближайшем будущем продовольственный кризис.
«Боевое перемирие» с Западом на продовольственном рынке
Специалист по государственным закупкам, заместитель генерального директора по снабжению и логистике Юговского комбината молочных продуктов Вадим Некрасов сообщает, что в рамках санкций под запрет на ввоз в Россию попали следующие продукты питания и сельскохозяйственные культуры, произведенные или выращенные на территории ЕС или США: из овощей – картофель, помидоры, капуста, лук, салат, репа, огурцы, морковь, бобовые, сельдерей; из фруктов – груша, папайя, яблоко, персик, айва, слива, абрикос, дыня, банан, авокадо, ананас; из ягод – черешня, клубника, земляника; также мясо домашней птицы, телятина, говядина, молочные продукты, рыба и морепродукты. По словам эксперта, критичным для сельского хозяйства РФ может стать прекращение пока еще продолжающихся поставок из стран ЕС и Северной Америки уникального генетического материала, начиная от семян, которые используются в посевах, и заканчивая высокопородными животными.
«Однако хочу подчеркнуть, это касается только уникальных пород и сортов. Альтернативные каналы найти, конечно, можно, но проблематично. Например, есть возможность покупать мясо в Аргентине или Уругвае, но тогда кратно увеличивается стоимость логистики и прочих сопутствующих затрат», – отмечает Некрасов.
По словам заместителя руководителя департамента экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Сергея Толкачева, в настоящее время в сфере торговли продовольственными товарами у России с Западом наблюдается «боевое перемирие».
«Они зависят от нашей пшеницы, растительного масла и удобрений. Мы – от их семян. Европа понимает, что запрет на поставки семян в Россию вызовет временные трудности, но послужит мощным толчком к развитию собственного семеноводства и возрождению российской генетики, а этого Запад допустить не хочет», – объясняет экономист.
Несмотря на санкции, для европейского продовольственного рынка Россия остается важным торговым партнером. Как сообщает руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве РФ Маргарита Васюнина, РФ устойчиво сохраняет пятую позицию в списке стран, не входящих в ЕС (после Норвегии, Великобритании, Швейцарии, Турции), куда европейские производители поставляют пищевые продукты, напитки и табачные изделия.
Сергей Толкачев утверждает, что общий импорт в Россию продовольственных товаров в настоящее время даже растет – при том, что традиционные европейские страны-поставщики либо замещаются теми же латиноамериканцами, либо действуют схемы параллельного импорта.
Читайте также: Как развивать сельское хозяйство в условиях санкций: взгляд экономиста>>
Каковы риски возникновения продовольственного кризиса в России
Маргарита Васюнина считает, что риски продовольственного кризиса в России сведены к минимуму. По ее словам, во многом этому способствует реализация доктрины продовольственной безопасности России, принятой в 2020 году и предусматривающей системные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
«Россия еще год назад достигла "порога независимости" по обеспечению основными сельскохозяйственными группами: зерном, сахаром, растительным маслом, рыбой и рыбопродуктами, мясом и мясопродуктами. Пока не в полной мере достигнуты целевые показатели по обеспечению молоком, картофелем, овощами и бахчевыми, фруктами и ягодами а также отечественным семенным материалом. Вместе с тем принимаемые решения и меры по данному направлению внушают оптимизм», – отмечает экономист.
Зафиксированное по итогам прошлого года сокращение ввоза отдельных видов сельскохозяйственной продукции Васюнина объясняет активным ростом их внутреннего производства в стране.
«Например, по данным Минсельхоза России, в 2022 году был достигнут максимальный с 2013 года урожай плодов и ягод. На этом фоне закономерным выглядит сокращение импорта плодово-ягодной продукции на 3% и значительное наращивание ее экспорта. В частности, увеличение экспорта капусты составило 2,7 раза, томатов – 2,6 раза, салата – 5 раз, косточковых – 3,4 раза, семечковых – 2 раза. Объем же внутреннего производства посадочных материалов плодово-ягодных культур оказался выше среднего уровня за 2019–2021 годы на 19%», – приводит данные эксперт.
При этом проблема с семенным фондом в России серьезная, считает Сергей Толкачев. Опасения вызывает то, что при общем показателе обеспеченности семенами отечественного производства в 63% по отдельным культурам доля семян зарубежной селекции в российском АПК превышает 50%: по кукурузе она составляет 58%, по подсолнечнику – 73%, а по сахарной свекле – 98%. При этом в доктрине продовольственной безопасности говорится, что своих семян в России должно быть минимум 75%, отмечает Толкачев.
Читайте также: Голый энтузиазм: фермер из Подмосковья о том, как вырастить овощи без пестицидов>>
География поставок осталась той же, изменились лишь объемы
Если обратиться к данным Россельхознадзора, то география поставок за 2022 год осталась той же, что и в предыдущие восемь лет – изменились лишь объемы.
В частности, импорт овощей и фруктов в Россию по итогам 2022 года снизился на 3%. Основными странами-поставщиками плодоовощной продукции остались Турция, Эквадор, Египет, Белоруссия, Иран, Азербайджан и Узбекистан. Примечательно, что Египет нарастил объемы поставок картофеля на 25% (до 875 тысяч тонн).
По поставкам мяса перечень стран также не изменился. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в числе импортеров остались Саудовская Аравия, Киргизия, Бразилия, Аргентина и Белоруссия. Другой вопрос, что транспортные ограничения перекроили объемы. Так, за прошлый год поставки курятины из Бразилии сократились более чем на 50%. Впрочем, по мясу птицы лидером в плане поставок остается Белоруссия, чья продукция составляет 70% от всего импорта.
Читайте также: Призрак голода: грозит ли миру глобальный зерновой кризис>>
Самый уязвимый сегмент – производство говядины
По словам члена экспертного совета комитета по защите конкуренции Государственной Думы РФ Дмитрия Тортева, самым уязвимым сегментом по-прежнему остается производство говядины.
«Первоначально аналитический центр при правительстве России предлагал даже перенести говядину в разряд деликатесов. Впрочем, к 2021 году самообеспеченность России говядиной впервые за десять лет удалось довести до 83,1%. Немало, но добирать приходится. При этом за счет Белоруссии рынок не заполнишь. По данным того же ИКАР, 30% поставок говядины в Россию приходится на Парагвай. Еще треть составляет продукция из Белоруссии, а 15% поставок приходится на Бразилию», – приводит данные эксперт.
Сельское хозяйство в России – не самое прибыльное дело
Дмитрий Тортев полагает, что санкции ставят под вопрос дальнейшее развитие импортозамещения в сельском хозяйстве, что может сказаться на самообеспечении России овощами, молоком, мясом и другими продуктами питания.
Сельское хозяйство в нашей стране «не самое прибыльное дело», подчеркивает эксперт. По данным Российского зернового союза, в 2022 году сельхозпроизводители смогли сбыть на экспорт только 55 миллионов тонн зерна при запланированных 65-68 миллионах тонн.
«На фоне санкций также пришлось менять логистику поставок запчастей для европейской сельхозтехники, которая в хозяйствах составляет от 25% до 50% всего обновленного парка, семян и других компонентов. Например, в свердловском СХПК "Битимский" посчитали, что из-за изменения курса рубля и логистики комплектующие подорожали в 1,5-2 раза. А цены на отдельные итальянские агрегаты взлетели на 300%», – приводит цифры Тортев.
Таким образом, сельхозпроизводители встали перед выбором: сокращать посевные площади или надеяться на «авось». По словам Тортева, экономика хозяйств просто не выдержит ситуации, когда неизвестно, куда продавать урожай, а площадей для хранения излишков в стране за восемь лет сильно не нарастили.
Если же аграрии решат сократить площади под те или иные культуры, то это создаст почву для продовольственной спекуляции, считает эксперт.
«За восемь лет не решили главной проблемы – не разработали механизм предупреждения перепроизводства или дефицита той или иной продукции на полях. Любая информация о засухе или наводнении может стать поводом для паники или резкого роста цен», – объясняет Тортев.
Впрочем, в текущем году если и будут сокращать посевные площади, то с учетом снижения объемов экспорта российской сельскохозяйственной продукции, полагает спикер. Поэтому с точки зрения продовольственной безопасности 2023 год должен пройти спокойно, прогнозирует Тортев.
Читайте также: Подмосковье на продуктовой выставке в Дубае 2023: сиропы, мороженое, мясо и рыба>>