Горы не прощают ошибок: альпинистка – о причинах трагедии на Ключевской Сопке
Девять жизней унесло роковое восхождение туристов на Ключевскую Сопку 3 сентября. Эвакуировать троих выживших спасателям удалось только через три дня. В настоящее время следственный комитет расследует обстоятельства происшествия и выясняет причины трагедии. О тревожных «звоночках», которые могли подсказать туристам, что восхождение будет проблемным, и «золотых» правилах для начинающих скалолазов РИАМО рассказала альпинистка из Кубинки, рекордсменка по выживанию в условиях экстремального холода Осман Делибаш.
Зыбкая вулканическая порода и камнепады
Ключевская Сопка – самый высокий действующий вулкан Евразии. Его высота постоянно меняется, варьируясь от 4750 до 4 850 метров. На данный момент высота горы составляет 4800 метров.
«Несмотря на то, что эта гора характеризуется категорией 2А (участки простой трудности – ред.), сложность восхождения на нее очень сильно зависит от погодных условий. Путь к вершине Ключевской Сопки затруднителен тем, что вулканическая порода, перемешанная со льдом и снегом, часто уходит из-под ног. Идти по такому рельефу нужно только в «кошках» (металлические приспособления для увеличения противоскольжения при передвижении по снежно-ледовому рельефу – ред.), но все равно ноги постоянно проскальзывают», – рассказывает Осман.
Регулярные камнепады зачастую становятся причиной гибели альпинистов. Именно поэтому рекомендуемый период восхождения на Ключевскую Сопку – конец августа–начало сентября. В это время поверхность вулкана покрывается льдом, что снижает риск камнепадов.
Первый момент, который должен был насторожить участников еще до восхождения – это сопровождение группы из 10 человек всего двумя гидами. Этого количества, по словам альпинистки, катастрофически недостаточно.
«Этим летом мы с мужем поднимались на Килиманджаро, и на группу из 13 человек у нас было 7 гидов. Это оптимальное количество проводников. Ведь одно дело, когда туристическая группа идет в горы в хорошую погоду, и все проходит гладко и слаженно. И совсем другое, когда случается непогода, экстремальные ситуации, нулевая видимость и травмы в пути. В этом случае совладать с людьми, которых обуревает паника, невозможно!», – подчеркивает альпинистка.
Осман знает, о чем говорит: как инструктору по дайвингу, ей неоднократно приходилось успокаивать под водой запаниковавших людей.
«Железные русские»: как супруги из Кубинки взошли на высочайший вулкан Африки>>
«Связка может как спасти, так и убить»
Старт трагическим событиям на Ключевской Сопке дало падение со скалы пятерых туристов, которые шли в связке.
«Хождение в связках – очень щепетильный момент, ведь она может как спасти, так и убить. У каждого человека, который идет в ней, должна быть хорошо отработана техника работы с ледорубом, он должен уметь реагировать молниеносно. Люди, которые и ледоруб толком в руках не держали, вряд ли удержатся при угрозе падения», – поясняет спортсменка.
По ее словам, остановить падение на Ключевской Сопке из-за особенностей рельефа будет трудно даже профессионалу.
На протяжении двух дней из-за сильного ветра и плохой погоды к туристам не мог пробиться вертолет. За это время на склонах горы погибло еще четыре человека.
Осман отмечает, что в суровых условиях непогоды, когда на сильный холод накладываются травмы, кислородное голодание и сильный стресс, выжить очень тяжело.
Как санкции ударили по фитнесу: что будет с тренажерами и спортивным питанием>>
Как альпинистка поднималась на Эльбрус
В условиях нулевой видимости Осман довелось совершать восхождение на Эльбрус.
«Эльбрус считается несложной горой. Но как только меняется погода, и на тебя обрушивается шквалистый ветер, все становится далеко не так радужно. Перед восхождением знакомый хвалился, что Эльбрус – легкотня, туда любая бабушка взойдет, а он и вовсе поднимался чуть ли не в тапочках. Однако человеку лишь повезло с погодой», – подмечает собеседник.
Осман описала трудности своего подъема на Кавказе.
«Ты не видишь ничего вокруг: ни тропинки, ни следов. Это патовый момент, когда ты не можешь никуда двигаться из-за риска улететь в расщелину или сорваться со склона. Очень сложно выдержать ветер. Помню, как пыталась спрятаться за скалу, чтобы хоть на мгновение отдохнуть от него, но он настигал везде. Такое ощущение, что душу из тебя выдувает», – признается альпинистка.
Она советует очень тщательно отслеживать погоду во время подъема и излишне не рисковать. Иногда, чтобы выиграть время, туристы спешат, пытаясь попасть в погодное окошко. Делать этого категорически нельзя.
Что послушать о путешествиях: 10 лучших подкастов>>
Советы начинающим скалолазам
Новичкам, отправляющимся в горы, Осман советует иметь в виду, что это не прогулка, а очень серьезное мероприятие, к которому нужно быть готовым физически и психологически. Она рекомендует брать больше дней в запас, хотя многие спешат и рискуют из-за ограниченного отпуска.
«Если вы идете в коммерческое восхождение, тщательно выбирайте гида, смотрите, сколько человек в группе. Желательно, чтобы ваши попутчики не были случайными людьми. Ведь когда идут незнакомые люди, никто в экстремальной ситуации не будет за тебя бороться. В горах нужно быть уверенным в человеке, что он не бросит тебя в трудную минуту», – обращает внимание альпинистка.
Очень тщательно нужно подойти и к выбору снаряжения. Это должна быть качественная теплая одежда, флисовое термобелье, ледорубы, новые карабины. Осман категорически не советует брать в горы новую обувь: ботинки обязательно должны быть разношенными, иначе можно стереть ноги в кровь.
«Спальники и палатки должны быть качественными. Помните, что опытные гиды всегда перед подъемом делают проверку снаряжения. Перед походом на Килимнаджаро у нас по списку проверяли все вплоть до термобелья и количества батареек. И это правильно: именно поэтому там не бывает несчастных случаев» – подчеркивает она.
Кроме того, очень важно максимально готовиться самостоятельно. В идеале, по словам спортсменки, нужно уметь строить станцию, пользоваться блок-роликом в случае провала в расщелину, иметь при себе спутниковый телефон.
«Ну и, конечно, нужно помнить, что горы непредсказуемы. Это живой организм, который сам решает, кого пропустить и отпустить», – резюмирует Осман.
«Страха не чувствовала вообще»: москвичка об экстремальном подледном заплыве на Байкале>>