Заведующая‑гинеколог о работе стационара в условиях санкций и о буме рождаемости в регионе

Заведующая‑гинеколог о работе стационара в условиях санкций и о буме рождаемости в регионе
Люди

С начала года в Московский областной НИИ акушерства и гинекологии поступило оборудование на сумму более чем 300 миллионов рублей. Вопреки санкциям, одно из ведущих родовспомогательных учреждений страны продолжает развиваться и наращивать объемы оказания помощи. Об уникальных операциях, спасающих здоровье женщины и открывающих путь к материнству, о скором пришествии в отделение «второго Да Винчи», о нюансах международного общения рассказывает заведующая дневным стационаром отделения оперативной гинекологии с онкогинекологией МОНИИАГ, доктор медицинских наук Ирина Краснопольская.

– Ирина Владиславовна, по ряду позиций, связанных с уникальностью выполняемых операций, ваше отделение занимает в России ведущее место. Когда минувшей весной на нашу страну обрушилась новая волна санкций, многие пациентки забеспокоились: сможет ли институт удержать высокий уровень оказания помощи, хватит ли медикаментов и оборудования.

– В Московском областном НИИ акушерства и гинекологии всегда концентрировалось только самое новое и высокотехнологичное оборудование, и санкции этого правила не изменили. С начала года мы получили оборудования больше чем на 300 миллионов рублей, за что большое спасибо губернатору Подмосковья Андрею Юрьевичу Воробьеву и Минздраву Московской области.

Сегодня в наше отделение приезжают пациентки с крайне тяжелыми гинекологическими заболеваниями не только из разных уголков Подмосковья, но и из других регионов России. Многие из них нуждаются в крайне сложных оперативных вмешательствах, в том числе на смежных органах: кишечнике, мочеточнике и мочевом пузыре. Выполнять эти операции нам помогает передовая техника.

Гораздо больше, чем просто больница: как в МОНИИАГ помогают женщинам и новорожденным>>

– Расскажите о самых интересных новинках, пожалуйста.

– В этом году в МОНИИАГ появились аппараты УЗИ 4Д, позволяющие проводить четырехмерное ультразвуковое обследование. По качеству картинки они сравнимы с компьютерной или магнитно-резонансной томографией. Также врачи получили новейшее оборудование для гистологических исследований, наркозные аппараты.

А в самом ближайшем будущем в нашем отделении может появиться второй хирургический робот da Vinci. В следующем году наш первый робот отметит десятилетие, за его «плечами» уже более тысячи операций. И мы надеемся, что у него появится еще более современный напарник.

– Что может робот такого, что не под силу человеку-хирургу?

– Робот-ассистированная хирургия позволяет выполнять самые тонкие, ювелирные операции, когда на вес золота каждый миллиметр ткани. Da Vinci убирает даже малейший тремор руки хирурга и, в отличие от человека, может поворачивать «руку» на 360 градусов.

Возглавляет нашу роботическую команду руководитель отделения оперативной гинекологии с онкогинекологией и дневным стационаром Александр Анатольевич Попов. Недавно он выполнил очередную крайне сложную операцию пациентке с морбидным (избыточным – прим. ред.) ожирением третьей степени и злокачественным поражением матки.

Если в нашем отделении будут работать две робот-ассистированные операционные, мы сможем брать еще больше квотированных больных. Ведь объемы операции с da Vinci крайне сложные, очень дорогостоящие и выполняются только по квоте.

«Дефицита нет»: эксперт о ситуации на российском рынке медикаментов>>

– Повлияли ли санкции на международное сотрудничество института с ведущими медицинскими учреждениями других стран?

– Мы по-прежнему поддерживаем общение с зарубежными коллегами. Этой осенью у нас состоится всероссийский конгресс по эндометриозу с международным участием. Это очень масштабное мероприятие, которое пройдет при поддержке губернатора Подмосковья. Участвуют наши специалисты и в международных конгрессах.

Сложности есть: сейчас сообщество разделилось на тех, кто требует вычеркнуть наших врачей из заседаний, и тех, кто решительно против. Встречаются и нелестные комментарии от украинских коллег. Однако при этом институт продолжает активное сотрудничество и обмен опытом с самыми разными медицинскими учреждениями зарубежья.

– С какими заболеваниями к вам попадают пациентки чаще всего?

– У молодых женщин преобладает эндометриоз – очень капризное заболевание, которое часто рецидивирует. Немало встречается образований яичников, миом матки, полипов. Часто бывает, что после операции нерожавшую женщину мы отправляем на ургентное ЭКО, чтобы сразу планировать и достигать беременности вместе с репродуктологами. У женщин в менопаузе более выражена онконастороженность.

Что делать, если в аптеке нет нужных лекарств>>

– Говорят, онкология стремительно растет и молодеет. А какую динамику видите вы?

– По статистике, количество выявляемых случаев в Подмосковье держится на одном уровне. В нашем отделении, которое, в том числе, принимает и онкологических больных, в этом году случаев стало больше. Однако связано это лишь с тем, что после двухлетней пандемии ковида женщины вновь начали посещать профосмотры и следить за здоровьем.

К сожалению, встречаются в нашей практике и запущенные случаи – когда женщина обращается на прием к гинекологу из-за того, что опухоль уже мешает ходить. По-прежнему бывают ситуации, когда внушительные миомы и образования яичников пациентки не принимают всерьез, думая, что само пройдет. К счастью, таких не много.

Порой женщины снова и снова откладывают визит к врачу из-за неудобного графика на работе или потока домашних дел. Тем самым они запускают заболевание, которое можно было перехватить в самом начале. Здесь нужно понимать, что нет ничего ценнее и важнее здоровья. Поверьте, ваш офис останется стоять на прежнем месте, стирка и уборка подождут, а вот здоровье может быть безвозвратно потеряно.

– Как сказалась пандемия ковида на здоровье жительниц Подмосковья?

– Она проявилась настоящим бумом рождаемости, и это прекрасно! Ни с чем не сравнимое наслаждение – видеть, как спешат по территории МОНИИАГа папеньки с безумными глазами и охапками цветов, как трепетно выносят они на улицу маленькие кулечки.

– Слышала, что большую часть операций сегодня у вас делают через маленькие проколы.

– Лапороскопическим методом, который позволяет «заглянуть» в малый таз через маленькие отверстия, сегодня владеют все наши специалисты. При малоинвазивном вмешательстве женщины поправляются гораздо быстрее, осложнения сведены к минимуму. А два месяца спустя о перенесенной операции напоминают лишь крошечные сантиметровые шрамы.

Бубонная чума и вирус Марбург: могут ли опасные инфекции проникнуть в Россию>>

– Как надо жить, чтобы не знать проблем с женским здоровьем?

– Разумно, придерживаясь «золотой середины». Не переедать, не злоупотреблять жареным, соленым, перченым, но и не уходить в изматывающие диеты и строгое вегетарианство. Все дело в том, что жесткие диеты не сказываются положительно на репродуктивном потенциале женщины. Будущая мама должны получать все витамины и микроэлементы. А если в результате ограничения питания у девушки пропадают месячные, это уже не стройность, а истощение.

Разочарую я и любительниц потягать штангу. В погоне за рельефными мускулами девушки, особенно после родов, часто идут на безумные физические нагрузки, что чревато подъемом внутрибрюшного давления и недержанием. По моему глубокому убеждению, женщина в жизни не должна поднимать вес больше пяти килограммов. Поэтому, если и гантельки, то только маленькие. А доставку тяжеленных сумок из магазина предоставьте мужчинам.

Иван‑чай, липа и сныть: как правильно собирать лекарственные травы>>

– Ирина Владиславовна, а как вы пришли в медицину?

– Я родилась во врачебной семье: медицине посвятили себя бабушки, мама, а папа, Владислав Краснопольский, был всемирно известным ученым в области акушерства и гинекологии. Более 30 лет он возглавлял МОНИИАГ и более полувека отдал системе здравоохранения Подмосковья. Академик, выдающийся хирург, он создал отечественную научную школу акушеров-гинекологов, написал более 600 научных трудов. 1 июня папы не стало... На последнем собрании сотрудники МОНИИАГ проголосовали единогласно, чтобы присвоить институту имя отца. Очень жду этого момента.

Все мое детство прошло в МОНИИАГе. Будучи директором, папа всегда сам, даже на выходных и по праздникам, ездил смотреть больных, знал всех тяжелых. Так как мама тоже работала и оставить меня было не с кем, он часто брал меня с собой на работу. Поэтому уникальный дух института я впитала еще с дошкольного возраста.

Когда поступила учиться на акушера-гинеколога, главной задачей было – не подвести. Врачебные дети ведь растут под лупой, в большой строгости, и за ошибки с нас спрашивали втройне. Папин голос до сих пор звучит во мне, подсказывая, что делать, как поступать, где искать нужный ответ.

Иногда у меня спрашивают, как научить ребенка любить медицину. Ответ прост – никак. Медицина – это не та специальность, в которую отправляют силком. Это любовь, призвание и отчасти карма, которую предназначено отработать!