Этносказки и гуслица: подмосковные проекты отметили на конкурсе «Моя страна – моя Россия»

Этносказки и гуслица: подмосковные проекты отметили на конкурсе «Моя страна – моя Россия»
Люди

Фото - © Unsplash.com

На XIX Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия» отмечено более 80 авторов молодежных проектов со всей страны. Среди них Светлана Макушкина, занявшая третье место в номинации «Моя педагогическая инициатива», и Кристина Нестеркина, получившая спецприз в номинации «Мое ремесло». РИАМО рассказывает о новых просветительских идеях, предложенных жителями Подмосковья.

300 тысяч участников

Сайт конкурса «Моя страна – моя Россия»

Фото - © Сайт конкурса «Моя страна – моя Россия»

В этом году конкурсу «Моя страна – моя Россия», привлекающему молодежь к социально-экономическому развитию российских регионов, городов и сел, исполняется 19 лет.

За эти годы в нем с оригинальными проектами участвовало более 300 тысяч человек: школьники, студенты, молодые педагоги, ученые, предприниматели и общественные деятели. Благодаря масштабу и многочисленным амбициозным идеям проект вошел в президентскую платформу «Россия – страна возможностей».

Новый способ знакомства с миром

Е. Самарина

Фото - © Е. Самарина/Сайт мэра Москвы

Светлана Макушкина из Мытищ работает педагогом-психологом в детском саду № 4 «Аленушка», подведомственном «Метровагонмашу». Она одна из немногих специалистов в России, кто, занимаясь с дошкольниками, использует сказкотерапию.

Этот метод, несмотря на ассоциацию с медициной, никак не связан с лечением, поясняет Светлана. Занятия развивают у детей зрительное восприятие, которое занимает центральное место в обучении и воспитании будущих первоклассников.

«Современным детям неинтересно просто слушать сказки, поэтому мы перенесли эти древние и поучительные предания в развивающие игры. Так ребенок учится понимать характер персонажей, создавая их образы в своем внутреннем мире. Все задания направлены на развитие зрительного восприятия – это как грядка, на которой затем вырастут мышление, внимание и память», – утверждает психолог.

Сказкотерапия знакомит дошкольников со стандартами поведения, которые понадобятся им после перехода на новую образовательную ступень. А передать принятые в российском обществе нормы морали и ценности проще всего через народные сказания, считает Светлана.

Как вырастить счастливого ребенка: 11 книг для родителей>>

22 сказки народов России

Ю. Иванко

Фото - © Ю. Иванко/Сайт мэра Москвы

«Одна из чувашских сказок рассказывает о том, как человек взял под защиту пчел, а медведь повадился к ним лазить, разрушая их дом. Он сделал это раз, другой, третий, а потом человек так его проучил, что у зверя пропало любое желание беспокоить пчел. Человек сказал: "Если я их защитник, то никому не позволю им мешать!". Ничего не напоминает из последних событий? На сказках наших народов дети учатся понимать, почему важно защитить слабого и, если взял ответственность, не отступать до конца. Идеи о добре и справедливости заложены в преданиях всех народов, живущих в России», – говорит психолог.

Занятия разработаны по 22 сказкам, среди которых предания башкиров, мордовцев, ненцев, русских, якутов. Просветительская инициатива Светланы объединила 34 педагогов из 11 регионов России. Сказкотерапию используют в детских садах Волгограда, Самары, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Челябинска.

«Узнав о моей идее по знакомству детей со сказками народов России, ко мне стали обращаться коллеги из разных садов. Я предложила им объединиться и создать сборник. Мы начали работать в декабре 2021 года, и к марту 2022-го я помогла создать конспекты для дошкольных занятий по 22 сказкам. Стали думать, куда же дальше? И как раз в этот момент я узнала из СМИ о конкурсе "Моя страна – моя Россия". Я и все мои соавторы подавали заявки, а про некоторых педагогов потом написали региональные газеты», – вспоминает Макушкина.

Детские книги на все времена: топ‑10 для домашней библиотеки>>

Все свое, родное

Пелагия Тихонова

Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО

Интерес к народной культуре в России растет последние 20 лет, отмечает психолог, и у этого явления есть веская причина.

«Посмотрите, сколько появилось этнодеревень по стране! Предполагаю, что повсеместное увлечение народностями связано с тем, что люди чувствуют: грядут серьезные перемены на глобальном уровне. В этом случае обращаешься к корням, а они спрятаны в мудрых преданиях нашего многонационального народа. Я второй год развиваю направление этнических сказок. Если взять мордовские или якутские сказки, в них много созвучного с русскими. Мы ведь всегда жили рядом, торговали, занимались ремеслами, веками сближались. Когда узнаешь народность, она становится ближе. Помните "Айягу"? Многие с детства знают нанайцев именно по этой сказке», – говорит Светлана Макушкина.

Автор проекта подчеркивает, что он основан исключительно на российском педагогическом опыте – развивающих играх Вячеслава Воскобовича из Санкт-Петербурга.

«В то время как многие педагогические методики пришли к нам из других стран, мы не зависим от обстоятельств и можем развиваться со своими проектами, которые родились в России и будут здесь продолжаться. В этом нам помогут игры Воскобовича, сказки народов нашей страны и глубокое знание психологии дошкольника», – уверена Светлана.

Она добавляет, что ее цель как педагога – укреплять связь между народами, живущими в России, знакомя детей с культурой этих народов через сказки.

«Наша Россия – общий дом для всех, кто в ней живет, а это 190 народов. И мало просто знать географию. Чтобы понять друг друга и стать ближе, нужно начинать со сказок. Сейчас я стою там, где закладывается фундамент, поскольку школа – это уже стены, а вуз – крыша. Если я заложу в основу любовь к народам своей страны, она будет крепкой. Как говорила доктор психологии Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, народ, чью сказку мы к себе приблизили, становится нашим побратимом не формально, а по-настоящему. И в мире становится чуть меньше вражды и чуть больше любви», – заключает Макушкина.

Кто такой Кыш Бабай и в каком языке 40 падежей? Этнографическая викторина>>

Подзабытая гуслицкая роспись

сайт Министерства культуры Московской области

Фото - © сайт Министерства культуры Московской области

Студентка Гжельского государственного университета Кристина Нестеркина подала заявку на конкурс «Моя страна – моя Россия» по рекомендации преподавателя вуза. Один из исторических брендов ее родного Егорьевска – гуслицкая роспись (происходит от названия волости на юго-востоке Подмосковья) – сейчас переживает сложные времена. Старообрядческий орнамент, которым украшали книги в XVII-XIX веках, утратил популярность и заметно уступает той же гжели или хохломе. Вернуть ему былую известность – задача проекта.

«Когда училась в школе, то уже пыталась реализовать свой проект по украшению подъездов в Егорьевске. И когда предложили в чем-то подобном поучаствовать и в университете, снова решилась попробовать», – говорит Кристина.

Она признается, что раньше знала о росписи немного – гуслица редко бывает на слуху.

«В Егорьевске в 2015 году уже пытались ее возродить, и результат есть, но не такой обширный, как хотелось бы. Поэтому и пришла в голову мысль дать этому проекту второй шанс», – рассказывает студентка.

Музей народных промыслов Подмосковья: любимые сувениры иностранцев>>

Гуслица и современный дизайн

Е. Самарин

Фото - © Е. Самарин/Сайт мэра Москвы

Кристина Нестеркина предлагает перенести традиционный орнамент гуслицы в контекст XXI века и использовать ее в дизайне и оформлении.

«Изучая заложенное в сакральный орнамент представление наших предшественников об идеале и гармонии, мы разработаем способы перенесения методов современного искусства и дизайна в традиционное ремесло. Так создадутся условия для распространения и популяризации гуслицкой росписи», – поясняет Кристина.

Она уточняет, что проект по возрождению росписи объединяет знания и материалы об орнаменте в сотрудничестве с главным хранителем памяти о гуслице – Егорьевским историко-художественным музеем. Шанс вернуть былую известность народному промыслу есть, считает Кристина, поскольку до сих пор можно найти мастеров, работающих в этой технике.

«В Егорьевске и в других городах все еще есть люди, которые знакомы с этим ремеслом и с радостью готовые сделать его популярнее. Роспись развивается и сейчас. Она используется не только для украшения книг. В Егорьевском музее есть сувениры в виде магнитов, раскрасок, а также шкатулки, деревянные колокольчики, блокноты, записные книжки, оформленные по мотивам гуслицы. Да, роспись больше всего использовалась в книгах, но уже есть предпосылки к тому, что она выйдет за привычные рамки», – говорит студентка.

И хотя художников, в совершенстве владеющих гуслицей, еще мало, автор проекта рассчитывает, что они непременно найдут учеников и последователей.

«Ведь и в старину только одиночки создавали настоящие произведения искусства, которые сейчас вызывают восхищение. Будем надеяться, что нынешние художники передадут свое мастерство другим, а это значит, что вид старинного искусства не исчезнет и будет жить вечно», – уверена Нестеркина.

Дизайнер Виктория Гузеева: «Чтобы выглядеть модно, нужно тратить не деньги, а время»>>