ЦБ РФ предложил банкам возвращать людям украденные мошенниками деньги в течение 30 дней

ЦБ РФ предложил банкам возвращать людям украденные мошенниками деньги в течение 30 дней
Экономика
Наталья Селиверстова

Фото - © Наталья Селиверстова/РИА Новости

РИАМО - 23 апр. Центробанк РФ готовит изменения в закон для улучшения ситуации с возвратом украденных у граждан средств. Поправки ограничивают срок такого возврата для банков 30 днями. В прошлом году банки вернули меньше 7% похищенных денег, сообщает издание РБК.

При установлении факта денежного перевода без согласия клиента банк должен будет вернуть ему деньги в течение 30 дней после получения соответствующего заявления согласно поправкам в 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Планы по введению обязательного срока для возврата подтвердил представитель ЦБ.

«Действующим законом не предусмотрены сроки, в течение которых банки должны возмещать клиентам похищенные злоумышленниками средства. Банк России предлагает установить сроки такого возмещения. Это необходимо для соблюдения баланса интересов кредитных организаций и их клиентов», - сказал сотрудник регулятора.

Он добавил, что с рынком все еще обсуждают эти меры, поэтому говорить о конкретных сроках еще рано. Сейчас Банк России совместно с участниками рынка и экспертами разрабатывает механизм возврата пострадавшим денег, похищенных мошенниками. Это потребует внесения изменений в отдельные статьи федерального законодательства.

«Изначально ЦБ предлагал установить срок возврата 2–3 дня, но банки были против, так как за это время невозможно проверить, действительно ли перевод мошеннический или клиент пытается обмануть банк. Сейчас время возврата зависит от суммы украденных средств. При больших объемах может достигать нескольких недель», — сказал вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

Банк отправителя должен вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней сразу после получения соответствующего заявления от клиента в следующих случаях: если банк не направил клиенту уведомление о совершении перевода и если он был совершен без согласия клиента; если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, то банк должен вернуть средства при условии, что клиент уведомил об этих фактах; если же клиент не предупредил банк о потере контроля над средством платежа, то он может не возмещать средства.

По данным ЦБ, за 2021 год мошенники украли у клиентов путем денежных переводов 13,5 млрд руб. При этом кредитные организации вернули всего лишь 920,5 млн рублей, или 6,8%. Уровень возврата падает второй год подряд на фоне роста объема хищений. В 2020 году банки вернули клиентам 11,3%, или 1,1 млрд рублей. В 2019 году — 14,6%, или 935,9 млн рублей. До 2019 года регулятор не раскрывал годовые данные по возвращенным денежным средствам.

По мнению представителя ВТБ, поправки приведут к ускорению выявления операций, совершенных без согласия клиентов, и блокировке счетов подставных лиц, используемых мошенниками. Эксперт считает, что в первую очередь необходимо устранять причины хищений, а не их последствия.

«Банковское сообщество должно усилить меры борьбы с «дропперами», в том числе приостанавливая подозрительные операции. Снизить мошенническую активность позволят контроль за движением средств и наделение банков полномочиями по их заморозке», — перечисляет представитель ВТБ.

Ранее Центробанк предупреждал гражданоб активизации мошенников, спекулирующих на санкциях, введенных западными странами. В последнее время россияне стали массово получать звонки и сообщения от мошенников, запугивающих людей потерей вкладов.