«Восемь лет в постоянном напряжении»: беженка – о жизни в ДНР

«Восемь лет в постоянном напряжении»: беженка – о жизни в ДНР
Истории
Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

С 2014 года жители народных республик Донбасса живут в постоянном страхе и напряжении. Все это время военные действия не прекращаются – меняется лишь интенсивность. Обозреватель РИАМО пообщалась с беженкой из Енакиево и узнала, что происходило в ДНР на протяжении восьми лет и как прошла эвакуация в Московскую область.

Интенсивные обстрелы и эвакуация

Надежда вместе с детьми жила в Енакиево. Этот город уже восемь лет входит в состав Донецкой народной республики. По ее словам, жители ДНР, как никто, понимают мариупольцев.

«У нас девять месяцев шли активные боевые действия в 2014 и 2015 годах. И уже на протяжении восьми лет обстреливаются окраины», – рассказала Надежда.

Последние месяцы обстрелы стали намного интенсивнее. Разрушены общежитие военкомата и заправка, а также пострадало здание завода управления.

По наблюдениям женщины, сейчас вооружение у Украины намного сильнее, чем в 2014-2015 годах – «это уже не те ржавые танки».

«Мы понимали, что будет намного серьезнее бой, и поэтому мы приняли решение уехать», – объяснила она.

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Эвакуироваться в Россию Надежда решила 18 февраля – сразу же, как в ДНР объявили эвакуацию. Уже 24 февраля она вместе с детьми была в пункте временного размещения в Московской области.

«Нас эвакуировали восхитительно. Сначала посадили в автобусы до Таганрога, а уже там – в поезд. Выдали продукты питания сначала в автобусе, потом и в поезде. На протяжении полутора суток нас кормили. Потом нас пересадили в автобусы уже до пункта временного размещения», – поделилась Надежда.

Во время эвакуации, помимо еды, всех обеспечили необходимыми медикаментами. Кроме того, граждан осматривали врачи. По словам женщины, все было на высшем уровне.

«Здесь нас встретили как родных. Оформили все необходимые документы, поселили. Всем необходимым, даже большим, мы обеспечены», – рассказала она.

«Похоронили 16 соседей»: беженка из Мариуполя о жизни под обстрелами>>

Социальная адаптация ребенка

Сейчас Надежда и ее дети живут в пункте временного размещения в Московской области. Ее сыну 15 лет, а дочери – девять. По словам женщины, еще после военных действий в 2014-2015 годах ей было очень тяжело вернуть сына в нормальное состояние.

«Он заикался. Ему поставили дисграфию и дислексию. Он был социально не адаптирован – мог встать и выйти с урока», – объяснила Надежда.

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Все потому, что многое происходило прямо на глазах у детей. Так, украинские военные расстреляли детский тир, куда мальчик часто приходил играть. Кроме того, на его глазах танк раздавил легковой автомобиль. От других ужасов, творившихся на территории республики, мама его тщательно оберегала – практически все время ребенок сидел дома.

Как рассказывает Надежда, ее дом довольно неплохо укреплен – там толстые стены. Как многие в то время, она пряталась в подвале, туалете или ванной комнате. Однако тогда при первой возможности семья тоже эвакуировалась в Россию.

«В 2015 году мы тоже выезжали в Россию. Попали в Татарстан, в Набережные Челны. Год мы работали с психологом, с социальным педагогом, ребенок был на домашнем обучении. То есть мы возвращали его в нормальное русло», – рассказала Надежда.

По ее словам, сын все помнит и понимает, зачем они приехали в Россию. Дочь же в силу своего возраста воспринимает все происходящее как приключение.

«Хочется пожить нормальной жизнью. Не хочется мне, чтобы у меня дочь была такая, как сын. Мне это тяжело далось», – посетовала женщина.

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Сейчас для Надежды главное – это дети: «У меня сын выпускник, и мне было важно, чтобы он учился, а сейчас дети в ДНР не учатся. В общеобразовательные учреждения эвакуировали людей из Мариуполя и Волновахи».

«Мы жили в подвалах, выходили только по необходимости»: беженцы из Мариуполя>>

Политика украинизации

Как вспоминает Надежда, украинизация, то есть внедрение украинского языка и культуры в различные сферы общества, началась еще в 2013 году.

«Первыми звоночками были судебные решения на украинском языке. Да, мы его изучаем в школе, но не так глубоко, чтобы понимать, о чем речь в судебном решении», – рассказала женщина.

Сначала в украинских городах начали выдавать официальные документы на украинском языке, а вскоре украинизация дошла и до школ, при том что Донбасс всегда был русскоязычным регионом.

«Например, нашу сельскую школу перевели на украинский язык. Мы писали заявление, чтобы ребенок учился на русском языке, а нам сказали: «Нет, все, у нас украинизация». Я училась в техникуме на русском, а в какой-то момент мне пришлось сдавать экзамен на украинском», – рассказала Надежда.

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

По словам женщины, после того, как страна фактически разделилась, со многими прервалась связь. В частности, некоторые знакомые, которые переехали из ДНР в украинские города, перестали отвечать на сообщения, а некоторые и вовсе добавили ее в черный список в соцсетях.

«У некоторых знакомых после первого конфликта родственники с украинской части пишут и угрожают, что вам промыли мозги, вы на нас нападаете. Многие реально столкнулись с такой агрессией», – уточнила Надежда.

Как и чем можно помочь беженцам из ДНР и ЛНР>>

Независимость республик и спецоперация

Однако, по словам Надежды, признание президентом России Владимиром Путиным республик Донбасса – долгожданное событие.

«Вот садишься в маршрутку и думаешь, что сегодня вечером выступление Владимира Владимировича, сегодня, наверное, нас признают. И вот так это длилось несколько лет. И этот долгожданный момент, когда признали республики, он был радостный. Все друг друга поздравляли», – вспомнила женщина.

Более того, народ республик ждал вхождения в состав России еще в 2014 году так же, как и Крым.

«Конфликт все равно бы начался, только со стороны Украины. Неделя бы прошла, две, три, месяц, не знаю, но все равно этот конфликт бы случился, потому что восемь лет страна (Украина – прим. ред.) заявляет, что будет возвращать территории именно военным путем и наращивает мощь», – считает Надежда.

Женщина считает, что спецоперация просто пошла на опережение точечно, а если бы Украина начала, то, возможно, военными действиями были охвачены и территории России.

Признание ДНР и ЛНР: главное из обращения Владимира Путина к россиянам>>