Баянист Айдар Гайнуллин: «Я беру пример с Мстислава Ростроповича»
Айдар Гайнуллин известен широкой публике как автор музыки к фильму «Эйфория» Ивана Вырыпаева, за которую в 2007 году получил «Нику». К своим 35 годам он уже титулованный музыкант, играет на самых престижных площадках мира, с известнейшими оркестрами и солистами. Свой юбилей артист отметит концертом в Светлановском зале Московского Дома музыки 20 октября. Какую роль в его судьбе сыграл Мстислав Ростропович, удается ли справляться с «медными трубами», и каково играть перед президентами, музыкант рассказал в интервью РИАМО.
Рома Зверь: про звездную жизнь, рыбалку и новый клип>>
— Айдар, 20 октября в Доме музыки состоится концерт, посвященный Вашему 35-летию. Расскажите, пожалуйста, что ожидает зрителей?
— Зрителей ждет много самой разнообразной музыки, прекрасные исполнители — солисты с мировым именем, коллективы Московской областной филармонии, ансамбль «Эйфория». Мы готовим новую интересную программу, в которой будут как уже известные композиции, так и премьеры.
Например, в концерте примет участие прима-балерина Большого театра Марианна Рыжкина. Она ставит балет на мою музыку. Вместе с солистами Большого театра Марианна исполнит композицию «Алина». В ней использована моя авторская музыка — главная тема из фильма Ивана Вырыпаева «Кислород», которая получила премию «Кинотавр» в номинации «Лучшая музыка к фильму». Не буду вдаваться в подробности, в историю этого номера — это будет сюрприз.
— Как удалось собрать вместе звезд мирового масштаба?
— Графики у всех напряженные, поэтому не все смогут принять участие. Например, Дениса Мацуева практически невозможно поймать, с ним нужно договариваться за пять лет, и он, к сожалению, не может в этот вечер быть с нами. Тем не менее, будет Борислав Струлев, который принимал участие и в моем юбилейном концерте в Берлинской филармонии, будут братья Андрей и Михаил Ивановы, Сергей Мазаев, Гайк Казазян, Артем Дервоед, Сергей Шамов и многие другие отличные музыканты.
— Вы исполняете музыку множества жанров: это и джаз, и классика, и танго, и рок, и фолк, и даже этно. Как Вам удалось открыть неизведанные резервы инструмента, который многие считают только народным?
— Баяну немногим больше ста лет, это достаточно молодой инструмент. С каждым годом он модернизируется и совершенствуется, появляется все больше и больше возможностей. Если раньше на нем исполнялась только народная, фольклорная музыка, то теперь можно играть практически все: органную, симфоническую, авангардную музыку. Сейчас баян совмещают с электроникой. Например, мой итальянский инструмент, изготовленный специально для меня, оборудован midi-системой: я могу играть на баяне и добавлять какие-то эффекты, другие тембры — появляются колоссальные возможности, можно исполнить любую музыку. Я заказал midi-систему у российского мастера, буду представлять ее за рубежом, популяризировать.
Стас Пьеха: про наркоцентр, адреналин и Ди Каприо>>
Хочу сделать программу из обработок песен Майкла Джексона, групп Prodigy, Rammstein, Metallica.
— Любите тяжелый рок?
— Мне нравятся отдельные композиции, в основном — баллады.
— Можете назвать три эпитета, которые ассоциируются с Вашим инструментом?
— Мне трудно сформулировать три конкретные характеристики. Первое, что приходит в голову: баян — это маленький орган. Конечно, для меня это что-то родное. Мне постоянно хочется на нем заниматься, играть, извлекать звуки. Быть с инструментом единым целым — очень важное качество для музыканта. Когда ты во время исполнения соединяешься с ним, зритель это чувствует. Музыка должна идти от исполнителя, а инструмент является только проводником. Мало кто обладает этим качеством.
Диана Арбенина: про новый альбом, Башмета и место вдохновения в Подмосковье>>
— Вы живете на два города: Берлин и Москву. Кроме того, у Вас очень плотный гастрольный график. Не тяжело ли жить постоянно в перелетах, в дороге?
— Да, я переезжаю достаточно часто, у меня много концертов. Если концерты в России, всегда лечу через Москву, чтобы пообщаться с друзьями, с братом. И, честно говоря, мне нравится жить в таком ритме, всегда хочется больше разнообразия.
— Вы не только известный на весь мир музыкант, но и композитор, вокалист. Остается ли время на что-то еще, кроме музыки?
— Мне нравится играть в настольный теннис, кататься на велосипеде. Выезжаешь за Берлин, едешь по Бранденбургу и до Потсдама... Поля, леса, хорошие дорожки. И физически полезно, и морально можно отдохнуть.
— Айдар, Вы также являетесь академиком кинематографических искусств. Расскажите подробнее об этой сфере Вашей деятельности.
— Это звание я получил автоматически, после того, как мне вручили «Нику», что, кстати, стало для меня полной неожиданностью. В одной номинации со мной были такие маститые композиторы, как Алексей Рыбников и Максим Дунаевский. Я же на тот момент только пришел в мир кино. Фильм Ивана Вырыпаева «Эйфория» был моим первым композиторским опытом. Теперь, будучи академиком, я каждый год отдаю свой голос за тот или иной фильм.
— Столько наград, званий, признание и слава по всему миру. Как удается справляться с «медными трубами»?
— Все зависит от того, как человек к этому относится. Я считаю, что это не главное в жизни.
Есть люди с невероятным пафосом. Я же беру пример с Мстислава Ростроповича.
Он обладал феноменальным искусством общения с людьми, мог общаться на равных и с обычными студентами, и с королевой Испании — брал ее под ручку, они шутили, разговаривали, и это было искренне. На мой взгляд, вот настоящий пример «медных труб», которые прошел музыкант. Нужно, прежде всего, оставаться человеком, помогать близким, друзьям.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашем сотрудничестве с Мстиславом Ростроповичем, каково было работать с этим великим человеком?
— Наше знакомство началось в его Фонде. Я подал документы, но сразу не прошел. Через год мне позвонили и сказали, что сегодня будет прослушивание. Я приехал, исполнил «Ревизскую сюиту» Шнитке (к спектаклю «Ревизская сказка» по Гоголю). Мстислав Леопольдович был удивлен, как это возможно: сыграть за весь оркестр на одном лишь баяне. Он подошел ко мне, обнял, начал расспрашивать, как я живу, как зарабатываю. Конечно, начинающему музыканту непросто. Приходилось подрабатывать. Я играл на свадьбах, что, кстати, дало мне большой опыт: и психологический, и музыкальный — в плане импровизации. Ведь на свадьбе любой человек может попросить тебя исполнить все что угодно, и ты с голоса должен уметь подобрать незнакомую мелодию.
Мстислав Леопольдович сразу пригласил меня выступить в зале Gaveau в Париже, Wigmor в Лондоне. Я играл несколько пьес на праздновании золотой свадьбы Ростроповича и Вишневской в отеле «Метрополь». Это выступление запечатлено в фильме «Элегия жизни». Мы регулярно общались, вместе бывали в разных поездках. Я был у него дома в Париже, где мы обсуждали идею о совместном исполнении «Le Grand Tango» Пьяццоллы (оно было посвящено Ростроповичу). Я играл это произведение с виолончелисткой из фонда, и ему очень нравилось наше исполнение. К сожалению, эта задумка не осуществилась.
МакSим: про бокс, популярность и свою школу искусств>>
— Среди Ваших слушателей были Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Владимир Путин, Ислам Каримов, Жак Ширак, Ким Чен Ир, королева Испании София, королева Нидерландов Беатрикс, этот список можно продолжать очень долго. Удалось с кем-то пообщаться лично, и какие у Вас остались впечатления?
— Да, была такая история: я отыграл, подходит ко мне женщина и говорит: «Мне очень нравится аккордеон, танго и то, как Вы играете». Я поблагодарил ее за теплые слова. А затем меня спросили, знаю ли я, с кем разговаривал. Оказалось, это королева Испании София. Конечно, было волнительно играть перед такими людьми. Но музыкант должен выкладываться максимально на любой площадке, перед любой публикой, независимо от того, высокопоставленная она или нет. У меня был интересный опыт: я принимал участие в акции газеты «Московский Комсомолец». Играл в переходе и за полчаса заработал больше, чем известный американский скрипач Джошуа Белл в аналогичной ситуации.
Максим Дунаевский: о «Евровидении», «Новой звезде» и работе с Бортко>>
Он заработал 30 долларов за 40 минут, а я за полчаса — 55 долларов. Не зря я практиковался на свадьбах!
— Айдар, 35 лет — еще не такой солидный, но все-таки юбилей. При этом многие вершины уже достигнуты. Вы молоды и уже так успешны. О каких еще вершинах Вы мечтаете? Каковы планы на будущее?
— Хотелось бы сделать новые программы, выступить со Стингом, Дэвидом Гэрретом, например. Есть интересный проект с немецкой актрисой Мартиной Гедек, известной по оскароносному фильму «Жизнь других». Мы уже работали вместе, и было бы здорово продолжить сотрудничество. Хотел бы написать музыку к голливудскому фильму, выпустить альбом в Deutsche Grammophon или Sony Music Entertainment. Планов много.
Худрук фестиваля «Пересекая время» Андрей Иванов: «В Пушкине прозвучит музыка высочайшего класса»>>