Водитель такси может не отдавать багаж пассажиру, пока тот не оплатит поездку – юрист

Водитель такси может не отдавать багаж пассажиру, пока тот не оплатит поездку – юрист
Транспорт

РИАМО - 5 сен. В своей работе водители такси нередко сталкиваются с недобросовестными пассажирами, которые отказываются оплачивать проезд. Если в заказе указана оплата наличными, то таксист может воспользоваться законодательным правом, сообщил РИАМО юрист, член МРО «Деловая Россия», эксперт по вопросам развития и господдержки бизнеса и отечественной промышленности Алексей Хижняк.

«Данный случай подпадает под действие части 4 статьи 790 ГК РФ. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства», – рассказал Хижняк.

Он объяснил, что водителю в такой ситуации необходимо немедленно связаться с диспетчером и сообщить о возникшей проблеме. Если в службе такси есть охрана, то вызвать ее на место происшествия, а до ее прибытия заблокировать двери автомобиля. В случае наличия у пассажира вещей, помещенных в багажное отделение, водитель имеет право не выдавать их, пока не получит оплату.

«Главное в данном случае – соблюдать этот протокол и вести себя максимально корректно, тогда водитель будет юридически защищен», – подчеркнул Хижняк.

Кроме того, юрист рекомендовал водителям проявлять внимательность в коммуникации с пассажирами при заказе, оплачиваемом наличными, а также при вызове такси через диспетчерский пункт или напрямую. Это позволит заранее оценить риски.

Комплексное решение проблемы

Хижняк отметил, что в 2020 году первый замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков обозначал намерение разобраться с данной проблемой и прописать ответственность пассажиров в поправках к закону о такси.

Тогда обсуждалось, что размер штрафа должны устанавливать в регионах. Для Москвы приемлемой суммой назывался штраф до 5 тыс. руб. Есть основания предполагать, что этот вопрос рано или поздно получит законодательное закрепление. Но пока случаи, когда пассажиры отказываются оплачивать проезд, остаются достаточно распространенными.

«Некоторые ведут себя вызывающе, просто заявляя, что не заплатят. Другие действуют обманным путем – начинают жаловаться, что забыли или потеряли деньги. Третьи идут еще дальше – просят остановиться, дескать, им срочно надо выйти, например, резко захотелось по нужде. Выпустив такого пассажира, водитель с большой вероятностью его больше никогда не увидит», – рассказал эксперт.

Действия при безналичной оплате

При этом в случае с безналичной оплатой складывается иная ситуация.

«Если пассажир вызвал такси через агрегатор и у него выбрана оплата банковской картой, то, в случае отсутствия достаточного количества денежных средств на карте, агрегатор заблокирует пассажиру возможность дальнейшего заказа автомобилей, пока долг не будет погашен», – пояснил Хижняк.

Если же оплата так и не будет проведена, может подниматься вопрос о регулировании в соответствии с гражданским законодательством (претензионно-исковый порядок). Оснований для привлечения к уголовной или административной ответственности нет.

Будь в курсе! Подписывайся на Telegram-канал РИАМО.