Цены за литр бензина в московском регионе выросли в среднем почти на 1,5 руб за год

Цены за литр бензина в московском регионе выросли в среднем почти на 1,5 руб за год
Транспорт

РИАМО - 15 окт. Цены на бензин повысились почти на 1,5 рубля за литр с октября 2014 года в Москве и Подмосковье, что соответствует средним цифрам по России, сообщил РИАМО доцент кафедры государственного регулирования экономики, заместитель заведующего кафедрой государственного регулирования экономики по учебной работе Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Иван Капитонов.

«С начала 2015 года цены на АИ-95 в Москве выросли за год (с октября 2014 года) на 9% - с 35,5 рублей до 37 рублей, АИ-92 - с 32,9 до 34,2, а дизельное топливо - с 35,5 до 37, что в целом соответствует средним цифрам по России, и не превышает рост индекса потребительских цен (ИПЦ)», - сказал Капитонов.

Непрерывный рост цен на бензин в сентябре 2015 года также подтвердили и работники АЗС в Москве и Подмосковье.

«Цены на бензин постоянно растут. Снижение цен было очень давно. У нас последнее повышение цен примерно было в середине сентября. Цены повысились в среднем на 30 копеек. В августе цены повысились дважды – сначала на 20 копеек, затем на 30 копеек», - сказала РИАМО сотрудник московской АЗС «ЛУКОЙЛ».

Между тем, в подмосковной Электростали на АЗС «Татнефть» цены в последний раз повышались 29 августа. Цена за литр АИ-92 повысилась на 50 копеек и составляет 33,10 рубля, а АИ-95 – на 40 копеек и стоит 35,90 рубля.

Капитонов уточнил, что наблюдаемая ценовая динамика у нефтепродуктов в розничном секторе основана на реакции на рост биржевых цен: в 2014 году цены на бензин практически не росли, а инфляция, напротив, ускорилась. Оптовые цены показывают уверенный рост с мая 2015 года, и розничный рынок догонял оптовый по цене.

По словам эксперта, дальнейший рост цен на бензин не предвидится из-за сезонного колебания спроса на бензин.

«Одновременно, динамика цен на бензин в течение года традиционно имеет четкие периоды роста - так, цены на бензины растут сильнее всего в середине года, а в начале и конце года стабилизируются, что объясняется сезонным колебанием спроса на бензин, поэтому до конца 2015 года дальнейшего роста цен не предвидится», - подчеркнул Капитонов.

Он отметил, что в следующем году к дачному сезону ожидается дальнейшее повышение цен в рознице. Об этом говорит меньшая, по сравнению с 2014 годом, маржа у розничных продавцов, которую им бы хотелось отыграть назад. Однако средние цифры на топливо вряд ли выйдут дальше коридора, обозначенного индексом потребительских цен.

Доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что правительство совместно с ФАС, скорее всего, окажут давление, в ходе которого произойдет понижение цен на топливо.

«Поскольку топливо носит социальный характер, дорожание топлива сильно влияет на социальную сферу, то, скорее всего, правительство в лице Федеральной антимонопольной службы постарается оказать некоторое давление, которое будет препятствовать росту цен на топливо», - уточнил Хестанов.

По его словам, у роста цен на бензин две основные причины: рост налоговых сборов и рост издержек компаний, а рост валют практически никак не связан с ростом цен на топливо, поскольку у большинства отечественных нефтепроизводителей доля валютных расходов довольно невелика.

Как подчеркнул Капитонов, единственная ситуация, которая может вызывать некоторую озабоченность у правительства, – это владение некоторыми компаниями большой долей на региональном розничном рынке, в следствии чего динамика цен потенциально может превышать среднюю цену по стране.

«В целом единственная ситуация может вызывать некоторую озабоченность, когда некоторые компании владеют большой долей на региональном розничном рынке, ведь именно здесь динамика может (потенциально) превышать среднюю по стране», - добавил эксперт.

По его словам, некоторые ВИНК (вертикально интегрированные компании – ред.) в ряде регионов имеют долю на розничном рынке свыше 40%, что свидетельствует о высоком уровне концентрации и доминирующем положении компаний. Данная обстановка требует регулярного мониторинга цен и принятия ограничений по доле рынка у одной компании, что уже предпринимается государством.

Власти Подмосковья не ожидают дефицита бензина в 2017 году>>