Последствия введения налога на автомобили старше 15 лет в РФ — мнение эксперта
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDIwLzA0LzMwL21hbl8xMDAwLmpwZw.webp)
Фото - © Медиасток.рф
Последствия введения повышенного транспортного налога на автомобили старше 15 лет будут очень сильно зависеть от того, как именно реализуют этот закон и, главное, заработает ли вместе с ним реальная государственная программа утилизации, заявила РИАМО генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.
Безопасность на дорогах
Основная цель предлагаемого повышения транспортного налога на авто старше 15 лет — стимулировать людей менять старые машины на новые — может быть достигнута, но только при условии серьезной финансовой поддержки от государства при сдаче старого авто в утиль, уверена она.
«Без такой программы простое повышение налога станет для многих граждан, особенно с невысокими доходами и живущих в регионах, тяжелой дополнительной нагрузкой. Для них старая машина — часто не роскошь, а необходимое средство передвижения и работы», — подчеркивает эксперт.
С одной стороны, если программа утилизации будет доступной и щедрой, часть владельцев действительно задумается о замене авто. Это потенциально может улучшить ситуацию с безопасностью на дорогах, так как новые машины обычно безопаснее, и с экологией, так как старые двигатели часто загрязняют воздух сильнее. Также в законе предусматривается обязательный техосмотр два раза в год для таких старых машин, что теоретически поможет выявлять неисправные автомобили, объясняет Франк.
Возможные негативные последствия
«С другой стороны, если поддержка от государства будет слабой или бюрократически сложной, последствия будут скорее негативными. Это прямая финансовая нагрузка на наименее защищенные слои населения. Люди станут придумывать способы, чтобы обойти этот налог. Учащение техосмотра может привести к росту коррупции на пунктах проверки. Также эта мера может создать социальное напряжение, если будет восприниматься как несправедливая по отношению к тем, кто не может позволить себе новую машину», — высказывает свое мнение эксперт.
Кроме того, существует риск, что люди вместо покупки нового авто просто пересядут на подержанные машины возрастом чуть меньше 15 лет, которые через несколько лет сами попадут под повышенный налог, не решив проблему кардинального обновления парка. Или, что хуже, старые автомобили могут начать просто бросать или утилизировать нелегально, если официальная процедура окажется невыгодной, добавляет Франк.
Выводы
Таким образом, само по себе повышение налога на старые автомобили без мощной, простой и доступной государственной программы утилизации — это тупиковый путь, уверена она. Оно скорее навредит многим гражданам и вызовет негативные побочные эффекты, чем реально обновит автопарк. Сопровождающая программа утилизации — это не просто дополнение, а абсолютно необходимое условие для того, чтобы эта мера сработала как стимул, а не как наказание, подчеркивает эксперт.
«Учитывая, что в России почти 40 миллионов машин старше 10 лет, последствия этого решения коснутся огромного числа людей, и подходить к нему нужно крайне взвешенно», — резюмирует Франк.
Ранее стало известно, что Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) разрабатывает законопроект, который предусматривает повышение транспортного налога на автомобили старше 15 лет.