Политолог Казаков: для РФ любой исход выборов в Турции несет свои риски и возможности

Политолог Казаков: для РФ любой исход выборов в Турции несет свои риски и возможности
Политика

РИАМО - 13 мая. Для России любой исход предстоящих в ближайшее время турецких президентских выборов несет свои риски и возможности, сообщил РИАМО политолог Кирилл Казаков.

Выборы президента Турции назначены на 14 мая. Кандидатами являются действующий президент и глава Партии справедливости и развития Реджеп Тайип Эрдоган, глава Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу и кандидат от националистического альянса Синан Оган.

«Если Реджеп Тайип Эрдоган сохранит власть, то Анкара для Москвы будет выгодным экономическим партнером и окном возможностей в рамках противостояния с коллективным Западом, однако при данном исходе впереди будет нарастание противостояния в борьбе за сферы влияния на постсоветском пространстве», - сказал Казаков.

Он добавил, что приход к власти Кылычдароглу усложнит для РФ противостояние с Западом, но упростит ситуацию на постсоветском пространстве, так как бороться с одним западными влиянием в регионе проще, чем одновременном и с западным и с неоосманским.

Политолог напомнил, что в последние недели произошли несколько событий, которые окончательно запутали предвыборную ситуацию в Турции: болезнь и стремительное выздоровление Эрдогана, снятие кандидатуры Мухаррема Индже в ходе досрочного голосования и другие менее громкие события.

Первый и второй тур голосования

«Вероятно, в первом туре никто из кандидатов не сможет набрать достаточное количество голосов для победы в выборах. Поэтому стоит ожидать второго тура между Реджепом Тайипом Эрдоганом и его главным конкурентом Кемалем Кылычдароглу. На настоящий момент более вероятным победителем во втором туре кажется единый кандидат от оппозиции, так как против Эрдогана играет его неожиданная болезнь, из-за которой возникают сомнения в его возможностях управлять государством», - отметил эксперт.

Он добавил, что при этом в любой момент ситуация может измениться, поэтому списывать действующего президента Турции рано.

Специалист уточнил, что ситуация с выборами мэра Стамбула в 2019 году, когда победа оппозиционного кандидата была отменена ЦИКом под давлением властей, но на повторных выборах кандидат от оппозиции победил с более высоким результатом, чем на первых выборах, показала, что у правящего в стране режима есть рычаги давления на избирательную систему, но их применение вызывает негативную реакцию у общества в крупных городах и снижает уровень доверия к власти.

«Поэтому в крупных городах выборы пройдут относительно честно, но в сельской местности и малых городах вероятно давление на избирательные комиссии со стороны сторонников Эрдогана», - пояснил Казаков.

Возможные изменения в политической жизни Турции

Эксперт считает, что победа Эрдогана не приведет к серьезным изменениям политического курса Турции. Во внутренней политике продолжится курс на централизацию власти и мягкую исламизацию общества в сочетании с жестким подавлением курдского сепаратизма. Во внешней политике продолжится неоосманский курс: противостояние с западным миром, установление лидирующего положения на Ближнем Востоке, Кавказе и в Средней Азии.

По мнению эксперта, победа Кылычдароглу внесет некий сумбур в политическую жизнь Турции, так как он будет вынужден согласовывать свои решения с другими членами коалиции, а, как показывает политический опыт Германии и Израиля последних двух лет, в таких случаях падает эффективность управления из-за внутрикоалиционных противоречий.

«В общих чертах во внутренней политике можно спрогнозировать некую либерализацию, децентрализацию и отказ от исламизации общественной жизни. Внешняя же политика Анкары при победе оппозиционного кандидата будет иметь прозападный курс с попытками сохранить некую самостоятельность в принятии решений и возможность извлечения экономической выгоды из контактов с Россией», - уточнил политолог.

Эксперт рассказал, что в случае победы оппозиции в Турции также будет наблюдаться переход от попыток создания своей закрытой сферы влияния к интеграции близких стране государств в западный мир.