Воробьев: в Подмосковье для обработки обращений граждан начали использовать GigaChat

Воробьев: в Подмосковье для обработки обращений граждан начали использовать GigaChat
Общество
Константин Семенец

Фото - © Константин Семенец/Пресс-служба Губернатора и Правительства Московской области

РИАМО - 24 ноя. Губернатор Московской области Андрей Воробьев на VIII международной конференции по искусственному интеллекту AI Journey сообщил, что в Подмосковье для обработки обращений граждан по социальной тематике начали использовать нейросеть GigaChat. Проекте регион реализует совместно со Сбером.

В основной дискуссии «Революция генеративного ИИ: новые возможности» принял участие президент РФ Владимир Путин.

«За последние годы отрасли экономики и социальной сферы России в полтора раза расширили использование решений в области искусственного интеллекта. <...> Россия сейчас входит в число тех немногих стран, у которых есть свои собственные технологии генеративного искусственного интеллекта и большие языковые модели. Это разработки Сбера – GigaChat и Kandinsky, а также Яндекс – это YandexGPT и «Шедеврум». Что касается Московской области, то интеллектуальный багаж, интеллектуальная инфраструктура создавалась в Московской области десятилетиями. И у вас есть база, которую нужно использовать», - отметил Путин.

Сегодня в Подмосковье реализуется 27 проектов в сфере искусственного интеллекта, один из них - обработка обращений граждан по социальной тематике с использованием GigaChat.

«Если ты грамотно используешь искусственный интеллект, это облегчает, делает эффективнее твою работу. У нас в прошлом году было 9 практик, о них мы также рассказывали на форуме. Сегодня в Московской области внедрено 27 практик (в 8 сферах) с использованием искусственного интеллекта - это здравоохранение, транспорт, все, что связано с мусором. В 2024-м планируем запустить еще 3. Важно, чтобы и законодательство адаптировалось под возможности ИИ», - сказал Воробьев.

По его словам, совместно с коллегами из Сбера регион первым начали внедрять большую языковую модель в сфере госуправления, чтобы улучшить коммуникации с жителями.

«В наш адрес серьезный поток писем и звонков. И порой на самый обычный вопрос люди ждут ответ. Например, по профилю соцзащиты мы получаем более 1,5 млн обращений в год, из них 15% - общего характера, когда люди спрашивают, какие льготы им положены, размеры выплат, куда обратиться за оформлением. Именно на эти вопросы сейчас будет отвечать ИИ. На первом этапе он поможет сотруднику модерации за несколько секунд подготовить ответ для жителя», - подчеркнул губернатор.

По словам Воробьева, одна из задач - научить ИИ работать не только по сценарию, но и в деталях, учитывая жизненную ситуацию заявителя.

Инновации

Константин Семенец

Фото - © Константин Семенец/Пресс-служба Губернатора и Правительства Московской области

Президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф отметил, что в Московской области удалось реализовать инструмент, который делает взаимодействие граждан с государственными услугами более «интуитивным», а, следовательно, доступным и эффективным.

Он подчеркнул, что это первый кейс внедрения большой языковой модели в государственном управлении в России. Сейчас произошел прорыв в моделях-трансформерах, и за счет равномерного внедрения решений на основе искусственного интеллекта в федеральных органах, регионах и бизнесе, мы видим огромные перспективы развития систем управления на основе больших данных».

Воробьев сказал о важности создания единой государственной платформы сбора больших данных и обучения ИИ, так как сейчас доступного и безопасного инструмента для разметки собранного материала нет. Это позволит не заниматься обучением одних и тех же ИИ-решений, поддерживать в актуальном состоянии уже имеющуюся базу знаний и обмениваться опытом друг с другом.

В этом году в 300 подмосковных дворах реализован проект «Чистая территория». Через камеры системы «Безопасный регион» ИИ находит мусор или другое нарушение и в специальной системе ставит задачу на устранение, а также контролирует ее выполнение. Теперь инспектору в этих дворах не нужно делать обход самому.

Также умные камеры находят точки незаконной торговли и ставят задачу инспектору на их устранение, либо легализацию. Таким образом, в регионе было выявлено более 4,5 тыс. нарушений и легализовано 7 крупных точек.

ИИ помогает врачам читать медицинские снимки. Так же для облегчения работы врачей внедрили голосовой ввод в медкартах, чтобы можно было данные вводить голосом, а не печатать.

Внедрение технологий

Константин Семенец

Фото - © Константин Семенец/Пресс-служба Губернатора и Правительства Московской области

В Подмосковье внедрен робот Светлана, который каждый день принимает 35 тыс. звонков и помогает людям записаться в поликлинику или вызвать врача на дом. В ноябре запущен робот Женя (пока в тестовом режиме). Задачи голосового помощника - отвечать на вопросы ЖКХ, принимать заявки по авариям, платежкам и консультировать жителей.

«У нас есть робот Светлана в здравоохранении – она очень помогла нам в ковид, давая важные рекомендации, ответы на беспокоящие человека вопросы. Сейчас внедряем робота Женю. Наша задача, чтобы он стал генеративным. Как раз на базе разработок Сбера, GigaChat. Тогда он сможет не только принимать жалобу в случае, если у тебя нет горячей воды или прорвало трубу, но и давать указания соответствующим службам - выехать на место и отфиксировать выполнение задания», - заявил глава области.

Также с помощью ИИ (через дорожные камеры) выявляются и контролируются точки незаконного сброса отходов. С августа выявлено 167 таких случаев. В этом году удалось обнаружить 1253 свалки (на 700 меньше, чем в прошлом году), осталось ликвидировать 41 из них.

«У нас радикально упали жалобы по незаконным свалкам, потому что камера видит, есть ли электронные талоны у машины, которая везет мусор. Если машина возвращается пустая, значит мусор выброшен в неположенном месте. Это позволяет нам автоматически накладывать штрафы», - резюмировал губернатор.